Мы уже несколько раз упоминали, что в процессе достижения конкретного результата, будь это развитие некоего навыка, оздоровление или поддержание здоровья, обучение чему-то, коммуникация с конкретным человеком и т. д., необходимо в определенные моменты времени настраиваться на информацию от какой-то определеленной репсистемы в большей степени, нежели чем на информацию от остальных. Та последовательность, в которой мы это делаем, и тот способ, с помощью которого информация, на которую мы настроились, порождает или изменяет информацию в других наших репрезентирующих системах, имеет огромное значение. Человек, учащийся эффективно писать музыку, скорее всего, будет выстраивать последовательность работы своих репсистем иначе, чем человек, который учится эффективно исполнять музыку. Это две в корне разных задачи, и они требуют различных стратегий.
Те, кто пытаются применять одни и те же сенсомоторные тесты и операции и для изучения чего-то вроде математики (которая, главным образом, является визуальным навыком), и для задач научения гимнастике или игры в футбол (которые требуют гораздо большего внимания к тактильным и проприоцептивным ощущениям), будут испытывать трудности.
Когда мы говорим о том, что мы «уделяем внимание», «настраиваем», «полагаемся на» или «ценим» определенную репрезентирующую систему, мы, конечно, не подразумеваем, что остальные прекращают работать в это время. Мы просто предполагаем, что поведенческая значимость или сигнальное значение этой избранной репсистемы возрастает по сравнению с остальными. Идея фотопля подразумевает, что все наши чувства в любой момент времени обрабатывают некоторую репрезентацию, исходящую одновременно от внутренних и от внешних источников. Очевидно, что ваша зрительная зона коры головного мозга не перестает работать, пока вы вслушиваетесь в музыку или во внутренний диалог. Скорее, на каждом шаге стратегии активность одной из репрезентирующих систем будет иметь более высокую интенсивность или сигнальное значение, нежели чем другие, и принимает то, что можно назвать «первичный контроль» на определенный отрезок времени.
При воспроизведении поведенческой последовательности, которая необходима для достижения некоторого результата, к чему у нас есть мотивация, будь это чья-то способность, которой мы восторгаемся, или ресурс, к которому у нас есть нечастый или нерегулярный доступ, нам может понадобиться задействовать разную степень активности репрезентирующей системы, к которой мы получаем доступ. Для работы некоторых стратегий нужно достичь очень отчетливого сигнала в конкретной репрезентации; для работы других могут понадобится более быстрые и сложные переходы и репрезентации. Иногда у людей возникают сложности с получением доступа к отклику необходимой силы и ясности в определенной репсистеме. Другие могут настроиться на репсистему чересчур сильно.
В Паттернах II мы ввели понятие «R-оператор», который воздействует на фотопли в различные моменты времени, выделяя одну репрезентирующую систему как наиболее значимую для сознания, чем все другие. «Механизм» R-оператора — это комбинация того, что мы называем «ключи доступа» и ранее развитых паттернов синестезии.
Доступ или настройка на определенную репсистему в некотором роде похожи на настройку радио. Всевозможные радиостанции всегда передают сигнал посредством своих частот, но настраивая внутреннюю работу нашего приемника, мы можем настроиться на один сигнал или частоту так, что на нее почти или совсем не будут накладываться другие.
Ключи доступа это такие виды поведения, которые мы вырабатываем для настройки наших тел и воздействия на нашу нейрологию таким образом, что мы можем получать доступ к одной репрезентирующей системе более выраженно, чем к другим. Так же, как мы готовимся к выполнению любого явного поведения, выбирая его из остальных вариантов, доступных нам (например, прыжков, смеха, бега или говорения) через напряжение наших мышц и изменение частоты дыхания и паттернов движения глаз такими способами, которые выделяют это поведение на фоне остальных, мы точно также оперируем когнитивным поведением и сложными процессами внутренней обработки. Каждый из нас должен систематически воспроизводить циклы специфических и стереотипных поведенческих ключей для того, чтобы выполнять наши стратегии.
Прямо сейчас остановитесь и создайте настолько яркий, насколько это возможно, образ вашей простыни — сохраняя ее цвет и рисунок…
Если она не находится в зоне вашей прямой видимости, вам пришлось настроить ваши телесную и нервную системы для того, чтобы получить доступ к внутреннему визуальному образу вашей простыни поверх входящих сигналов, поступающих в визуальную, аудиальную, кинестетическую и олфакторную системы. Если она была в зоне вашей прямой видимости, вам все равно пришлось настроить ваше тело и нейрологию для того, чтобы сфокусироваться на цвете и рисунке простыни, тоже выделяя их из остального сенсорного опыта. Если вы создали картинку вашим внутренним зрением, вы могли заметить: для того, чтобы четко сделать это, вы расфокусировали ваш взгляд сразу же, как взглянули на эту страницу книги, — так, что слова и остальной внешний зрительный опыт начали размываться. Возможно, вы взглянули в сторону от книги, чтобы прервать визуальный контакт, двигая глаза вверх и влево (или, возможно, вверх и вправо, если вы левша). Вы могли даже закрыть глаза. Заметили ли вы какое-либо изменение рисунка дыхания? Возможно, дыхание сместилось выше, в грудную клетку, и стало более поверхностным или даже на мгновение замерло. Вы также могли испытать легкое напряжение плечевых мышц, и, возможно, осознали, что ваши плечи слегка ссутулились вперед. Чтобы вы смогли взглянуть на простынь как на внешний объект, вам бы тоже пришлось совершить наблюдаемые поведенческие настройки. Вам пришлось бы направить вашу голову в соответствующую сторону и напрячь или расслабить определенные мышцы вокруг ваших глаз, что позволило бы вам точно сфокусироваться на объекте.
Теперь возьмите и ухватите воспоминание, когда вы последний раз чувствовали себя промокшим.
Чтобы получить доступ к опыту, специфическому для этой модальности, вам снова придется настроить свое тело и нейрологии, но слегка, чтобы выделить именно эту репрезентацию. Некоторые из вас заметят, что для этого вам пришлось пройти через стратегию воспоминания — возможно, вы начали с того, что спросили себя внутренне: «Когда же в последний раз я чувствовал себя действительно промокшим?» и затем перешли к созданию ряда внутренних картинок или обернулись назад вовне, чтобы увидеть возможные места во внешней среде, где вы могли промокнуть, — для того, чтобы достичь результата — получение доступа к этому чувству. Возможно, вы сразу начали со зрительных образов. Вы могли получить доступ прямо к этому ощущению, но заметили, что для того, чтобы увидеть вашу простынь, вам сперва пришлось почувствовать себя стоящим в комнате, прежде чем вы смогли четко увидеть цвета.
Однако, независимо от вашего внутреннего опыта, многие из вас, возможно, заметили, что когда чувства проявились действительно сильно, ваше дыхание стало более глубоким и сместилось вниз в область живота. Ваши плечи, вероятно, расслабились еще больше, возможно, слегка опустили, а глаза расфокусировались и опустились вниз и вправо (влево, если вы левша).
Теперь подумайте о голосе близкого друга или знакомого, так, чтобы вы смогли услышать насыщенность и вибрации, высоту, тоновые характеристики и темп его\ее голоса, когда он\а говорит… .
Чтобы полностью достичь этого результата, вы, возможно, заметили, что вам пришлось сделать несколько физических настроек. Возможно, ваше дыхание сместилось к диафрагме и вы осознали, что ваша голова была слегка наклонена на одну сторону и что ваши глаза сдвинулись вбок и влево или вниз-влево (опять же, это может зависеть от ведущей руки). Возможно, вы откинулись в кресле, немного откинув назад плечи и, вероятно, сложив руки вместе.
Мы наблюдали, что поведенческие ключи, которые были перечислены выше, следовали вместе с шагами в репрезентациях, через которые мы проходим в наших стратегиях, когда выполняем их. Некоторые ключи сопровождают доступ к конкретной репрезентирующей системе и, возможно, запрограммированны генетически, поскольку последовательно наблюдаются как кросс-культурные феномены. Другие ключи были выработаны как личные триггеры каждого конкретного человека.
После того, как вы выполнили перечисленные выше простые задания, вы можете понять, что у вас были времена, когда вы более легко получали доступ к конкретным репсистемам — более быстро и понятно. Это во многом зависит от ключей доступа, которые вы организовали лично для себя. Если вы испытывали трудности с получением доступа к переживаниям, перечисленным в этом упражнении, попробуйте выполнить его еще раз, используя поведенческие процессы, которые мы описали после каждой из задач. Может быть, вы обнаружите, что их использование позволит вам достичь лучших результатов1.
Важность ключей доступа состоит в том, что внимательно наблюдая их, вы можете собрать огромное количество информации о шагах стратегии человека. Эта важная сторона будет детально рассматриваться в следующей части этой книги.
Примечания
1. Процесс приспособления чьего-то тела к тому, чтобы помочь ему получить доступ к конкретной репсистеме или более тонко настроить ее до определенного уровня, называется «калибровкой» в НЛП.
Tags: 4-tuple, NLP: Volume I, NLP: Volume I на русском, TOTE, НЛП: Том 1, репсистемы, стратегии
Тема в Метапрактике: себе- и тебе- калибровка.
http://community.livejournal.com/metapractice/262412.html