3.242 Применение новых модификаторов

Вернуться к оглавлению

Возвращаясь к стратегии формирования и принятия решений в ПРИМЕРЕ А, которую мы проанализировали ранее в этом разделе, мы применим к ней эти модификаторы, чтобы сделать более эксплицитным анализ стратегии исполнительного директора, т. к. это поможет нам получить доступ к большему количеству ресурсов для нее и для нас. Теперь мы добавим следующие различия в наш анализ:

  1. Ощущения, возникающие в ответ на проверку материала отчета — это мета реакция — «у меня появляется ощущение, что здесь что-то упущено». Эти ощущения, очевидно, не являются конгруэнтным продолжением того содержания, которое представлено в докладе, также они не являются и отрицанием или разворачиванием содержания вспять. Конгруэнтная реакция могла бы быть такова: «Это предложение определенно меня цепляет.» Полярная реакция могла быть такова: «У меня есть ощущение, что мы должны применить совершенно другой подход.»
  2. Директор начинает фазу операции с мета аудиально-дигитальной реакцией на ощущения: «мне нужно спросить себя, как это может повлиять на результат данного решения?» Конгруэнтной реакцией было бы что-то вроде «… и я говорю себе, да, чего-то действительно не хватает». А полярной реакцией было бы, например: «… но часть меня подсказывает — этот доклад и правда настолько завершенный, насколько может быть таковым».
  3. На этом этапе извлечения нет уверенности, являются ли образы, которые директор конструирует из словесных высказываний, мета, полярными или конгруэнтными реакциями, однако мы можем заключить из контекста, в котором они проявляются, что это, вероятно, конгруэнтные реакции на словесный вопрос: «как это может повлиять на результат данного решения?»
  4. Отношение ощущений также не охарактеризовано словесно. Однако, скорее всего, эти чувства испытываются по отношению к сконструированным образам, т. е. это мета реакция.
  5. Заключительный аудиально-дигитальный шаг также является мета реакцией. Она говорит, что не знает, что и сказать по поводу этого шага.

Полностью записанная стратегия с новыми модификаторами будет выглядеть следующим образом:

Мы поставили знаки вопроса под визуальным конструированием и вторым кинестетическим шагом, чтобы показать, что они пока не подтверждены. В целом, когда природа реакции не определена, мы просто ставим саму стрелочку «→».

Чтобы завершить процесс извлечения в этом примере и помочь человеку получить доступ к необходимым ресурсам для формирования и принятия решения, вы можете выбрать один из следующих вариантов:

  1. Вы можете собрать больше информации, определяя отношения между (1) конструированными визуальными образами и предшествующей аудиально-дигитальной реакцией, задав, например, такой вопрос «Как вы представляете себе влияние того, что, по-вашему ощущению, что-то упущено из информации, на результаты?» (2) кинестетической реакцией и конструируемыми образами, задав такой, например, вопрос: «Какого рода ощущения вы получаете, когда видите возможные эффекты того, что часть информации упущена?»
  2. Вы можете помочь человеку, предоставив ему ту аудиально-дигитальную активность, которой ему не хватает («Я не знаю, что сказать»), просто ответив ему: «Я бы сказал (Ai), что это хорошая идея — взглянуть на (V) некоторые альтернативы, вдруг возникнет ощущение (Ki), что какая-нибудь подходит?» Заметьте, что когда вы делаете подобное высказывание, вы упаковываете свой ответ так, чтобы он соответствовал стратегии формирования и принятия решения у директора, т. е. вы делаете свой ответ максимально соответствующим (конгруэнтным) стратегии принятия решений того человека, которому вы помогаете. (Мы обсудим этот процесс в деталях в следующем разделе настоящей книги).
  3. Вы можете обойти стратегию человека, приведшую к нерешительности и предоставить доступ к некоторым возможно ресурсным стратегиям, таким как:
    1) Изменить ту стратегию, которую она использует сейчас, и в которой она проверяет материал с целью обнаружить что-то, что не правильно или чего не хватает, на такую стратегию, которая создает и проверяет возможные пути решения данной дилеммы. Новую стратегию можно извлечь, задавая такие вопросы, как: «Как бы вы узнали, если бы это предложение было завершенным и уместным, если бы оно давало бы ясное понимание, и возможность для вас достичь важных для вас результатов, которые вы хотите достичь, принимая это решение?» или «Что конкретно вам\мне\нам нужно сделать для того, чтобы получить ту информацию, которая сделает данное предложение завершенным и уместным?»
    2) Извлечь референтный пример из прошлого посредством трансдеривационного поиска, в котором человек уже применял ту стратегию, которая помогает ему несмотря ни на что сформировать и принять решение в аналогичной ситуации. «Сталкивались ли вы когда-нибудь ранее с принятием сложного решения, такого как сейчас, и при этом после долгого затруднения вы дали верный ответ — тот, который позволил вам сформировать и принять наиболее подходящее решение, получить результаты, которые бы полностью удовлетворили всех заинтересованных лиц?»
    С помощью любого из этих двух выборов вы сможете извлечь иную последовательность репрезентаций, или стратегию, которую директор сможет использовать как ресурс для достижения желаемого результата. Она покажет вам посредством своего поведения, последовательность шагов, и вы снова сможете установить ее репрезентационную форму. (Техники для ресурсной утилизации этих стратегий будут представлены в оставшихся разделах настоящей книги.)

Например, в ответ на вопрос в (2), директор может ответить:

«Ну (голова и глаза направлены вниз-вправо, делает глубокий вдох), я помню случай, когда я чувствовала, что я в замешательстве, уже была готов совсем сдаться, и внезапно (глаза стрельнули влево, параллельно полу)… я вспомнила как кто-то мне говорил о том, чтобы доверять собственной интуиции, и я почувствовала, что мне нужно было всего лишь подождать, и ответ придет сам … и буквально через несколько секунд (глаза вверх-влево) меня осенило — пришло решение.»

Анализ: Здесь человек начинает с описания сильной негативной кинестетики, которая является результатом проверки в предыщем цикле операции (Ki ).
Предикат: «я чувствовала, что я в замешательстве…»
Ключ доступа: Голова и глаза направлены вниз-вправо, глубокий вдох.

Анализ: Когда ощущения достигают определенного уровня интенсивности, у нее возникает аудиальная полярная реакция — она вспоминает, как кто-то рассказал ей нечто хорошее. (Ard)
Предикат: «Я вспомнила как кто-то мне говорил…»
Ключ доступа: Глаза стрельнули влево, параллельно полу.

Анализ: За аудиально-дигитальными воспоминаниями следует конгруэнтная кинестетическая реакция (Ki+).
Предикат: «… и я почувствовала…»
Ключ доступа:

Анализ: Затем эти позитивные ощущения вызывают конгруэнтную визуальную реакцию. (Vi)
Предикат: «меня осенило»
Ключ доступа: Глаза вверх-влево

Мы запишем эту ресурсную стратегию следующим образом:

Заметьте, что мы не уточнили, является ли визуальный образ сконструированным или вспомненным, даже несмотря на то, что глаза как ключи доступа были направлены вверх-влево. Это вызвано тем, что в текущем контексте, директор вспоминает ситуацию и может получать доступ к сконструированному образу, созданному ранее.

Также отметьте, что шаги данной стратегии предлагают иную последовательность работы репрезентирющих систем, чем предыдущая стратегия решения.

Конкретные примеры утилизации стратегий и ресурсов будут эксплицитно освещены в следующем разделе книги.

Имея на руках весь инструментарий процедур извлечения, давайте перейдем к следующему примеру.

ПРИМЕР Б

Рассмотрим следующее заявление — возможно, сделанное клиентом, товарищем, вашим другом, которые пытаются совершить некие изменения в своей жизни или поведении, и эти изменения важны для него, но при этом он испытывает трудность с доступом к мотивации, необходимой для изменения:

«Я знаю, что я должен это сделать (голова и глаза направлены вниз-влево, затем сдвигаются вправо) … и я правда чувствую, что так делать правильно, но … (рука поднимается и начинает тереть глаза) в то же время я вижу все те попытки, которые я делал до того (прекращает тереть, открывает глаза, смотрит вверх-влево, но голова остается опущенной), но так и не смог … (вздыхает) это настоящая борьба.»

Здесь мы сталкиваемся с проверкой в нескольких репсистемах:

Анализ: Человек начинает с внутреннего диалога (Aid), вероятно, говоря себе воспроизвести нужное поведение.
Предикат: «Я знаю, что…» (не определен)
Ключ доступа: голова и глаза направлены вниз-влево.

Анализ: Это заявление запускает ряд конгруэнтных внутренних ощущений. (Ki+)
Предикат: « я правда чувствую»
Ключ доступа: Голова и глаза направлены вниз-вправо.

Анализ: Эти ощущения, однако, накладываются на визуальную полярную реакцию. (Ki+/Vr)
Предикат: « я вижу все те попытки»
Ключ доступа: Наложение ключей: (К) голова вниз-вправо — потирание глаз и взгляд вверх-влево (Vi)

Анализ: Неконгруэнтность этих двух репрезентаций выражается кинестетически. (Ki)
Предикат: «борьба»
Ключ доступа: Вздох (глубокое дыхание)

Мы можем выразить эту стратегию как последовательность следующих шагов:

Или записать по-другому:

Оба написания показывают, что есть две реакции на вербальное предложение вести себя определенным образом. Окончательная кинестетическая реакция указывает на конфликт двух предшествующих реакций.

И в данном случае, у вас есть варианты выбора для извлечения ресурсов у этого человека:

а. Вы можете вызвать конгруэтную визуальную репрезентацию выполняемого поведенческого изменения, чтобы усилить позитивную сторону конфликта, задав вопрос: «На что это похоже, если бы вы смогли это сделать?» Получение конгруэнтных репрезентаций результата во всех репсистемах — очень важный и мощный ресурс, помогающий человеку достичь этого результата, т. к. (1) если все системы содержат конгруэнтные репрезентации, и человек имеет к ним доступ, это уменьшает возможность возникновения полярных репрезентаций, и (2) это гарантирует, что в стратегию, обеспечивающую достижение результата, войдет вся важная информация, необходимая для тестов или операций.

Фактически, процедура извлечения, которую мы используем постоянно и которую предлагаем вам, состоит в извлечении полного фотопля референтной структуры на каждом шаге трехкомпонентного процесса:

|ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ| + |РЕСУРСЫ| → |РЕЗУЛЬТАТ \ ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ|

Это означает, что вам нужно извлекать репрезентацию каждого из состояний для конкретного человека в каждой репсистеме, как внутренней, так и внешней ориентации:

К каждому из этих состояний или условий вам нужно задать вопросы, извлекающих репрезентацию опыта в каждой модальности. Например, для каждого состояния нужно извлечь следующую информацию:

(Ae) Что вы слышите вокруг себя? Как звучит ваш голос?
(Ai) Что вы слышите внутри своей головы? У вас есть внутренний диалог?
(Ve) Что вы видите вокруг себя?
(Vi) Какие вы видите внутренние образы?
(VC) Как вы выглядите со стороны?
(Ke) Вы чувствуете какие-либо прикосновения, что ощущаете поверхностью тела?
(Ki) Каковы ваши внутренние ощущения?
(Oe) Какие запахи вы чувствуете? Ощущаете ли какие-нибудь вкусы во рту?
(Oi) Вспоминаете ли какие-либо запахи?

Получение этих репрезентаций даст вам эксплицитную информацию о нейрологической природе каждого состояния и прольет свет на них. Некоторых репрезентаций может не быть и\или они могут не осознаваться, в то время как другие будут легко доступны и\или излишне акцентированы. (Когда вы извлекаете каждую из этих репрезентаций, якорите их для каждого состояния на своем месте — так, чтобы вы могли воспроизвести их позже — определение и упражнения по якорению см. в разделах Утилизация и Инсталляция настоящей книги).

Эти референтные структуры предоставят вам и вашему клиенту эксплицитный способ получить обратную связь о прогрессе вашей работы и эксплицитную информацию о том, какой тип ресурсов, в форме репрезентирующих систем, будет уместен в данном случае.

б. Вы также можете усилить позитивную сторону конфликта, усиливая конгруэнтную кинестетическую реакцию человека на изначальное высказывание. Наиболее эффективно это можно сделать, остановив у человека наложение ключей доступа, которое влияет на одновременный доступ к интерферирующим репрезентациям.

Такое усиление также поможет запустить трансдеривационный поиск имевшего места опыта конгруэнтной мотивации в кинестетической системе.

в. Вы также можете обойти проблемную стратегию, напрямую извлекая стратегию мотивации, которая наверняка была эффективной в прошлом, через вопрошание: «Вы когда-нибудь были действительно замотивированы сделать что-то важное для себя?»

Или, связав это с текущей проблемой, вы можете спросить: «Вы можете вспомнить случаи, когда вы были в конфликте с самим собой и не могли решить, посвятить ли ваше время и энергию какому-нибудь поведению или программе, которая окажет на вас глубокое и продолжительное влияние, и вы смогли разрешить этот конфликт так, что это оказалось полезно для вас и всех вовлеченных в данный вопрос лиц? Как вы смогли сделать это?»

Даже несмотря на то, что два примера, приведенные здесь, касаются поведения отдельных людей, те же паттерны, как мы уже писали, равным образом можно применять к семьям, группам людей и организациям. Мы представить несколько эксплицитных примеров того, как это делать в разделах Утилизация, Проектирование и Инсталляция.

Вернуться к оглавлению

Tags: , , , , , , , ,

Leave a Reply