3.22 Расширяем систему нотации фотоплей — Часть 1

Вернуться к оглавлению

К настоящему моменту мы представили посредством фотопля два основных различия, с помощью которого мы классифицируем и записываем шаги в стратегии, которую мы извлекаем и распаковываем:

  1. Репрезентирующие системы — аудиальная (A), визуальная (V), кинестетическая (K), и олфакторная\густаторная (O) — и
  2. Ориентация репрезентирующей системы — внутренне генерируемый опыт (на него указывает надстрочный индекс»i») или восприятие опыта, идущего из источников, внешних по отношению к человеку (на это указывает надстрочный индекс»e»).

Конечно, существует множество различий, которые можно выделить в каждом шаге стратегии, если анализировать их более детально, такие как цвет, расположение, высота тона, чистота, и др., каждое из которых может быть полезно в своих ситуациях для достижения определенного результата. Когда вы выбираете уровень детализации, на котором вы будете классифицировать репрезентации в извлекаемой стратегии, вам нужно выбирать наиболее элегантное описание, т. е. такое, которое будет использовать наименьшее количество различий, и при этом все еще будет способно обеспечить достижение результата, для которого было спроектировано.

Мы находим, что два различия, представленных к настоящему моменту, являются наиболее важными для любого адекватного описания опыта. В других случаях может быть важно делать некоторые улучшения в системе записии (нотации) стратегий, которые указывают на то, какие шаги вовлечены в тесты и операции, и проверку содержания того опыта, который обрабатывается стратегией. Мы делали это, когда определяли разницу между сконструированными визуальными образами (Vic) и воспоминаемыми визуальными образами (Vir) при описании теста в визуальной стратегии правописания. Память (воспоминания) и конструирование (воображение и фантазии) — являются формальными различиями, которые могут быть сделаны во внутренне генерируемом опыте в любой репрезентирующей системе, и, кажется, являются результатом функциональных различий, приписываемых двум полушариям мозга у людей.

В последние годы было проведено много исследований по определению функциональных различий в нейрологической обработке между доминирующим полушарием (левое полушарие головного мозга у большинства правшей) и недоминирующим полушарием (правое полушарие головного мозга у правшей). Доминирующее полушарие, как заявляется, склонно выполнять линейные, последовательные, причинно-следственные виды обработки и, как результат, ответственно за манипуляцию и конструирование внутренне генерируемого опыта. Недоминирующее полушарие, как заявляется, склонно выполнять более представляемые, пространственные, интегративные, целостно-структурные виды обработки, и, таким образом, ответственны во многом за повторный доступ и воспоминание сенсорных репрезентаций прошлого.1

Как следствие право- или леворукости (установленный факт, что мы склонны использовать одну сторону нашего тела больше, чем другую для многих задач), доминирующее полушарие будет во многих случаях иметь более высокий уровень сигнала, чем активность, параллельно протекающая в недоминирующем полушарии. В результате люди больше осознают активность, протекающую в доминирующем полушарии и менее осознают недоминирующие функции. Мы обнаружили, что проведение различий между функциями доминирующего и недоминирующего полушарий (особенно теми, которые связаны с сознанием, памятью и констурированием) иногда полезно для нашей работы, особенно когда в работу вовлечены измененные состояния сознания (это детально описано в Паттернах I и II). Следовательно, мы будем включать некоторые из этих различий в систему нотаций для стратегий.

Мы уже использовали индексы «r» (вспоминаемый) и «c» (конструируемый) для этих различий в данной книге. Использование «r» и «c» как надстрочного индекса в Vi, Ai, Ki или Oi является излишним в том смысле, что мы наверняка знаем: если кто-то конструирует или вспоминает образ, он обязательно будет задействовать ориентировать репрезентирующую систему на генерацию внутреннего опыта. Чтобы сделать нашу систему нотации более элегантной, когда будет необходимо указать различие вспоминаемого и сконструированного опыта, мы будем записывать «c» или «r» в качестве надстрочного индекса вместо «i». Сконструированный звук будем указывать Ac; а вспоминаемое ощущение как Kr ; и т.д..

Другое различие, связанное с полушарным функционированием, которое мы находим полезным, это различие между дигитальными (словесными) репрезентациями в аудиальной репсистеме и тональными и темповыми (невербальными) качествами. Наши языковые (аудиальные, дигитальные) репрезентации главным образом организуются нейрологическими системами, расположенными в доминирующем полушарии (левое полушарие для праворуких людей). Однако, вспоминаемый вербальный опыт, повторения и клише, становятся частью работы недоминирующего полушария, и это полушарие, видимо, специализируется на организации тональных, мелодических и ритмических качеств аудиального опыта. Информация, которую несет каждый из этих разных процессов, будет иметь совершенно различное функциональное значение. Дигитальная часть нашей коммуникации принадлежит к типу опыта, который мы называем «вторичным опытом». Вторичный опыт складывается из репрезентаций, которые мы используем для кодирования нашего первичного опыта — вторичный опыт (например, слова или символы) имеет значение лишь потому, что он являются якорем для первичных сенсорных репрезентаций. Поэтому мы часто изображаем дигитальную2 компоненту опыта за пределами фотопля:

Ade,i (r,c) < Ate,i (r,c) , Ve,i (r,c) , Ke,i (r,c) , Oe,i (r,c) >

Здесь мы различаем тональную и дигитальную части нашей аудиальной репрезентирующей системы с помощью надстрочного индекса «d» для дигитальных или словесных, и «t» для тональных и темповых качеств (см. Паттерны II, стр. 17-19 где приведено более эксплицитное описание этих различий).

Мы также показали на этой диаграмме различие вспоминаемого и сконструированного как возможные субкатегории внутренне генерируемого опыта.

Другое возможное различие, которое вы можете сделать — это различие между тактильной (соматосенсорной) и висцеральной (эмоциональной и проприоцептивной) частью кинестетического опыта.3 Иногда эмоциональные и висцеральные репрезентации имеют функциональное значение для выполнения поведенческих задач, отличное от чисто внешних тактильных ощущений (боль, давление и температура). Однако, в общем, для целей записи стратегии, мы классифицируем висцеральные ощущения как кинестетический внутренний опыт (та же категория, что и вспоминаемые и сконструированные кинестетические ощущения).

Как мы утверждали ранее, выбирайте те различия, которые вы определили как необходимые для достижения желаемого результата. Иногда бывает важно выделять и соотнести аудиальные дигитальные части чьей-то стратегии с соответствующими категориями метамодели. Например, мы наблюдали, как у многих людей модальные операторы долженствования (например, «должен», «обязан», «вынужден», «является необходимым», «нужно» и т. д.) в словесной части их стратегий мотивации и формирования и принятия решений зачастую запускают кинестетические ощущения беспокойства или стресса. Если они изменяют эти слова на модальные операторы возможности (такие слова, как «может», «возможно», «хотеть», «желать» и т. д.), они по-прежнему будут способны достигать результата стратегии, и испытывать при этом меньше стресса и дискомфорта.

Вы также можете свободно изменть вашу систему нотации, чтобы она подходила вашим нуждам и включала те различия, которые, на ваш взгляд, важны для тех стратегий, над которыми вы работаете. Различия, которые предложили мы, представляют, на наш взгляд, минимальный и элегантный набор, с помощью которого можно анализировать и записывать шаги стратегий.4

Вернуться к оглавлению

Примечания:

1. Нужно отметить, что исследования полушарий мозга к настоящему моменту не включают модель репрезентирующих систем, которую мы представляем в этой книги. Мы подозреваем, что многие свойства, приписываемые разным полушариям могут так же быть связаны с репсистемами. Многие выводы таких исследований должны быть пересмотрены с точки зрения модели НЛП.

2. Дигитальные репрезентации имеют место в каждой из трех основных репрезентирующих систем. Письменные символы, которые вы сейчас читаете, являются примером визуальной дигитальной (Vd) репрезентации. Азбука Брайля является набором кинестетических дигитальных (Kd ) репрезентаций.

3. Многие висцеральные, эмоциональные и проприоцептивные телесные ощущения передаются главным образом через более низкоуровневые и более древние (эволюционно) структуры мозга, такие как лимбическая система, которые не имеют проекции в коре головного мозга.

4. Мы можем показать те различия, которые представили, как группу иерархических древовидных структур:

Запись опубликована в рубрике NLP: Volume I, Переводы с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария на «3.22 Расширяем систему нотации фотоплей — Часть 1»

  1. metanymous говорит:

    2. Дигитальные репрезентации имеют место в каждой из трех основных репрезентирующих систем. Письменные символы, которые вы сейчас читаете, являются примером визуальной дигитальной (Vd) репрезентации. Азбука Брайля является набором кинестетических дигитальных (Kd ) репрезентаций.

    Тем не менее, все записывают Ad в чисто аудиальный опыт!

    [Ответить]

    VseslavRus Reply:

    Да еще и предикаты приписывают левые!

    [Ответить]

    Евгений Берг Reply:

    Не согласен. Далеко не все приписывают Ad только аудиальный опыт. Само понятие — ДИГИТАЛ говорит само за себя. И не подразумевает чисто аудиальный опыт…

    [Ответить]

    VseslavRus Reply:

    Не согласен.

    С кем? И с чем конкретно?

    Само понятие – ДИГИТАЛ говорит само за себя. И не подразумевает чисто аудиальный опыт…

    А что подразумевает?

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.