Ранее в этом разделе мы говорили, что люди имеют разоблачающую тенденцию делать то, о чем они говорят. Одним из наиболее эффективных инструментов распаковки стратегии является обратное этому утверждение, которое тоже истинно — люди говорят о том, что они делают. Посредством языка, люди буквально сообщают вам, какую репрезентирующую систему они используют, чтобы понимать и организовать происходящий опыт. Слова, которые вы используете для того, чтобы сообщить кому-то свой опыт, особенно тип слов, известный как предикаты (т. е. прилагательные, глаголы, наречия и другой описательный язык), будут точным преобразованием того способа, которым вы репрезентируете свой опыт.
Интересным выбором коммуникатора является буквальное понимание языка. Когда кто-то говорит «Я вижу о чем вы говорите», вы можете имея все основания ответить: «Как интересно! Какого цвета эта картина?». Когда юрист говорит, что она должен рассмотреть каждый вопрос с разных точек зрения, мы воспринимаем это так: он говорит вам, чтобы вы использовали вашу визуальную репрезентирующую систему. Когда политик заявляет, что он чувствует себя растерянным, мы воспринимаем это так, что его кинестетическая репрезентирующая система имеет наибольшее сигнальное значение на этот момент. Когда руководители говорят вам, что они слышали об НЛП, мы воспринимаем это так, что они получили информацию через аудиальную репрезентирующую систему. Когда автомеханик заявляет, что «это был горький опыт», мы воспринимаем его опыт так или иначе связанным с густаторными репрезентациями. Даже идиомы, например «Все это дурно пахнет.» мы воспринимаем так, что на некотором этапе человек задействовал, возможно, через синестезию, олфакторную систему; в других идиомах задействуются те чувства, на которые эти идиомы ссылаются.
Вот некоторые другие образцы сенсорно-специфических1 предикатов:
- Визуальные — сейчас я вижу паттерн; не могу представить, что я делаю это; это кажется мне хорошей идеей; мне нужно более ясное видение проблемы; это проливает свет на ситуацию; глядя на прошлое, я прояснил для себя ситуацию; просветляющий и красочный образец.
- Аудиальные — Это интересно звучит; я слышу твою неготовность; словно по щелчку все стало понятно; спросите себя, подходит ли это вам, и внимательно прислушайтесь к ответу; голова трещит от этих мыслей; что-то мне подсказывает, что время пришло;.
- Кинестетические — Я чувствую, что вот-вот дотянусь до ответа, но никак не могу ухватить его; это тяжелая проблема; ситуация становится напряженной; у него есть твердое понимание этого предмета; она так холодна и бесчувственна; у меня есть чувство, что что-то должно случиться; помоги мне пройти через это.
Мы представили эти предикаты, относящиеся к трем основным репсистемам. Вы можете самостоятельно на основании контекста определять, ссылается ли человек на внутренне генерируемый опыт в этих репрезентирующих системах или тот воспринят извне (или же был воспринят, когда человек проходил через стратегию). Это достаточно очевидно, когда кто-то говорит «Я не представляю себе это!», что они ссылаются на внутреннюю активность, и что когда люди говорят: «Ты видел это?» или «Смотри, что ты сделал», они направляют визуальное внимание вовне. Схожим образом, есть четкое различие между «Что-то подсказало мне не идти туда» (аудиальное внутреннее) и «Я услышал гнев в его голосе» (аудиальное внешнее) и между «Я чувствую себя противно от того, что случилось» (кинестетическое внутреннее) и «Чувствуется, что он напряжен» (кинестетическое внешнее). Другие варианты будут более неконкретными, например «Я просто не мог этого видеть», «Звучит заманчиво» и «У меня от этого мурашки по коже».
Мы решили не вдаваться в подробности олфакторного и густаторного чувств, потому что по крайней мере в нашей культуре они не используются основательно в организационных стратегиях, несмотря на то, что они являются превосходными триггерами для реактивации пережитых фотоплей. Определенный запах или вкус могут моментально ввергнуть вас в трансдеривационный поиск. Это общий момент при восприятии запаха врачебного кабинета, запаха духов или одеколона бывшего любовника, вкуса касторового масла, запаха отцовского лосьона после бритья и т.д.2
Даже если вам кажется, что большинство людей нашей культуры используют запахи в качестве организационной стратегии, мы надеемся, что вы распробуете эти предикаты, когда будете их слышать. К счастью, мы привили вам замечательный вкус, и вы сможете чуять их за версту и вынюхивать то, что стоит за ними — для вашего блага.
Следовательно, предикаты могут быть использованы для определения шагов стратегии человека. Например, женщина, не знакомая доселе с понятием предикатов и их связи с репрезентирующими системами, была ознакомлена с тем, насколько важны положения глаз в НЛП. В ходе разговора женщина спонтанно ответила: «Вы знаете, у меня действительно есть ощущение (Ki), что я вижу (Vi) о чем вы говорите (Ae), лучше, если я не смотрю (Ve) на вас, когда слушаю (Ae).» Даже несмотря на то, что сознательно она не понимала важность своих слов, она дала автору эксплицитное описание собственной стратегии извлечения смысла из текущего разговора. Когда она слушала внешние аудиальные сигналы исходящие сигналы от автора (Ae), она создавала внутренние образы из тех слов, которые произносил автор. Затем она проверяла образы (скорее всего, сравнивая с вспоминаемыми образами из своей личной истории), проверяла результаты через ощущения (Ki) и решала, переходить к фазе операции (вероятно, к задаванию автору (Ae) дополнительных вопросов, о содержании беседы, основываясь на ее внутренних образах) или к выходу из стратегии, принимая те вербализации, которые автор ей предлагал. Если она смотрела на автора, устремляя свой взор на внешние объекты (Ve), входящие визуальные сигналы прерывали бы ее процессы внутреннего конструирования и проверки. Внутренние и внешние процессы, запущенные в одной репсистеме имеют тенденцию мешать друг другу, поскольку они используют одни и те же нервные пути в мозгу; сильный внешний сигнал затмевает внутренний визуальный опыт и наоборот. Такая обратная функция работы внутренне и внешне генерируемого опыта справедлива для всех репрезентирующих систем.
Поскольку у этой женщины была кинестетическая проверка, она осознавала интерференцию между внутренними и внешними репрезентациями посредством своих ощущений. Используя написание фотопля, мы можем показать эту стратегию в наиболее элегантном виде:
Когда вы слушаете предикаты, обращайте внимание на те, которые не являются специфичными для репсистем. Такое прилагательное, как «чистый» может указывать на более, чем одну репсистему — вы можете как чисто слышать что-нибудь, так и чисто видеть. Уточнить многие такие слова можно, конечно же, из контекста или посредством ключей доступа (все подробности о них мы распишем позже).
Такие слова как «понимать», «определять», «воспринимать», «знать», «думать», «осознавать», «замечать» и т. п. также не указывают конкретно на репсистемы. Каждый из этих процессов может протекать в любой из репрезентирующих систем. Хорошее эмпирическое правило, которое следует применять при столкновении со словами, в которых вы не уверены, правило, которое следует применять во всех процедурах извлечения, — когда сомневаешься, спроси. И продолжайте спрашивать (т. е. продолжайте фазу операции) до тех пор, пока не получите сенсорно-специфическое описание.
Например, представьте, что вы спрашиваете кого-то как он запускает свою стратегию творчества, и тот человек отвечает: «Ну я просто начинаю входить в нее.» Это словесное описание не указывает конкретно на репсистемы, которые он использует, поэтому вам надо спросить: «Как конкретно вы «входите в нее»?» Человек отвечает: «Я начинаю думать обо всем, что я могу тут сделать.» И опять ответ не описывает конкретно сенсорные процессы человека, поэтому вы спрашиваете: «Как конкретно вы начинаете «думать» обо всем, что вы можете сделать?» Человек отвечает: «Я просто смотрю на это и начинаю видеть множество различных способов как это использовать.» В этом ответе человек определил первые два шага стратегии: «смотрю на это» (визуальное, внешнее — Ve) и «вижу множество способов как это использовать» (визуальное, внутреннее — Vi). Заметьте, что внутреннее визуальные репрезентации следуют за внешним вводом, поэтому интерференции здесь не будет.
Человек может также ответить на вопрос так: «У меня появляется чувство, что я действительно собираюсь сделать что-то хорошее.» Здесь человек описывает внутренние кинестетические ощущения, но не говорит, что их запускает. В таком случае, нужно спросить: «А что происходит до того, как у вас появляется это чувство?».
Вы также можете получить ответ типа «Я начинаю думать «Да, это должно быть весело! Я могу сделать это и то…» и т.д.» Здесь человек на самом деле цитирует внутренний диалог, указывая на аудиальные внутренние процессы (Ai). Однако, если вы и здесь хотите определить внешний стимул, который запускает внутренний диалог, вам нужно спросить: «А что происходит как раз перед тем, как вы начинаете это говорить себе?» Ответ может варьироваться от «Я напеваю себе песню, которая дает мне творческое настроение» (Ae) до «Я делаю пробежку» (Ke) и «Я смотрю на часы и вижу, что у меня много времени.» (Ve).
Вы также можете снова и снова слышать ответ типа «Я не знаю.» Это указывает на то, что данный шаг не осознается человеком. Однако, когда они отвечают, вы можете замечать, что они смотрят вверх и налево. В данном случае чрезвычайно важно уделять предельное внимание невербальным ключам доступа каждого человека. Они будут представлены в этом разделе позже.
Лучший из известных нам путей становления профессионала в получении доступа к различным видам сенсорно-специфической информации, которая будет вам нужна для извлечения стратегий, — это практика мета-модели, которую мы эксплицитно представили в Структуре Магии I. Мета-модель дает мощные вербальные инструменты , с помощью которых вы можете раскодировать и разбить практически любое высказывание до уровня сенсорного опыта, от которого и происходит это высказывание. Мы настаиваем на том, чтобы вы изучили Структуру Магии I если вы хотите улучшить ваши вербальные навыки и интуицию для любых целей. Эти же инструменты можно успешно использовать в процессах формирования и принятия решений и процессах управления ситуациями для выявления информации высокого качества.
Слушайте также комбинации предикатов, которые указывают на паттерны синестезии. Если кто-то говорит «Это выглядит некомфортно», слово «некомфортно» не составляет визуального описания. Визуальное описание характеризуется цветом, тенями, глубиной, положением и яркостью. Это выказывание является описанием визуально-кинестетической синестезии — интерпретация человеком тех чувств, которые возникают у человека при взгляде на ту вещь или явление, которое он описывает, возможно, основываясь на прошлом опыте. Другие примеры употребления такого языка:
«Это звучит как яркое место.»
«Не смотри на меня с таким тоном!»
«Это прозвучало страшно.»
Структура Магии II содержит много полезных примеров и упражнений, которые улучшат ваши способности услышать язык интерпретаций и разбивать его на сенсорно-специфические описания.
Примечания:
1. Сенсорно-специфический — свойственный определенной сенсорной системе (прим. переводчика).
2. Нервные проводящие пути, несущие олфакторную информацию — единственные из нервов всех пяти чувств, которые не проходят через таламус (который рассматривается психофизиологами как один из «центров решения») по пути к коре головного мозга.
Tags: NLP: Volume I, NLP: Volume I на русском, буквализм, НЛП: Том 1, предикаты, распаковка, репсистемы, стратегии
«Я услышал гнев в его голосе» (аудиальное внутреннее)
Там, вероятно, должно быть не «внутреннее», а «внешнее»?
Да, точно:)
Спасибо за наводку, исправляю.
казаться — это предикат не зрительный
А я всегда думал, что зрительный. Хотя бы из родства:
поКАЗ — КАЗАТЬ — КАЗаться. Вон и Даль с Ожеговым указывают на визуальную репсистему.