3.23 Распаковка стратегий через ключи доступа

Вернуться к оглавлению

Ранее мы отмечали, что вербальная часть нашей коммуникации составляет лишь один из сторон всей коммуникации. На самом деле, как мы думаем, зачастую она составляет наименее важную часть коммуникации. Огромное количество информации сообщается посредством невербальной (тоновой, жестовой и тактильной) стороны нашей коммуникации, которая типично находится за чертой осознавания у многих людей. Более того, большинство людей не осознают подавляющее большинство репрезентаций, которые проходят через их нервные системы, когда эти люди задействуют свои стратегии. Для многих людей очень сложно настроиться на протекающий в них сенсорный опыт, или сообщить его вербально.

Уделяя пристальное внимание ключам доступа и невербальной части человеческого поведения, вы можете собрать огромное количество ценной информации о том, что зачастую проходит мимо человеческого внимания и способности изъяснить словами. Поведенческие ключи доступа, которые люди используют для настройки своей нейрологии на одну определенную репрезентирующую систему, с помощью которой они принимают и обрабатывают некоторую информацию в определенный момент времени, дадут вам четкое указание на то, какая репрезентирующая система задействована на определенном шаге стратегии. Эти ключи, напрямую указывающие на конкретную репсистему, и дают человеку доступ к ней. Это становится особенно полезно, когда быстрые и сложные репрезентационные последовательности, из которых состоят некоторые стратегии, нельзя выявить через словесный опрос того человека, который демонстрирует стратегию.

В этой книге мы детально опишем лишь несколько из бесконечного разнообразия возможных индикаторов и механизмов доступа, все из которых доступны вашему сенсорному опыту. Уделяя внимание систематическим и повторяющимся видам поведения, через которые люди проходят, когда они общаются и действуют, мы открыли некоторое количество невербальных ключей, которые можно использовать для указания на определенные сенсорно-специфические процессы, через которые люди проходят в своей поведенческой активности. Эти ключи составляют: положения глаз, тональные и темповые характеристики голоса, частота и локация дыхания, температура тела, ритм сердцебиения, поза и мышечный тонус, даже активность электроэнцефалограммы1. Два базовых принципа, которые лежат в основе нашего метода классификации:

  1. Любое действие в любой части системы (таких как нейрологическая и биологическая системы, каждую из которых составляет человек) обязательно некоторым образом будет воздействовать на все остальные части системы. Когда определены паттерны взаимодействия между частями системы, эффекты воздействия одной части системы на другую могут быть предугаданы и использованы.
  2. У людей все поведение (макро- и микро-) является преобразованием нейрологических процессов, и, следовательно, несет информацию об этих процессах. Значит, любое поведение, в некоторой степени является коммуникацией, демонстрирующей нейрологическую организацию человека — человек не может не коммуницировать.

Цель процесса сбора информации — цель всех поведенческих наук — декодировать эти явные преобразования нейрологических стратегий, которые, в основном, не доступны сознанию тех людей, у которых они протекают; декодировать для того, чтобы получить понимание — как организованы эти репрезентационные компоненты по отношению друг к другу.

Процесс открытия закономерностей между наблюдаемым поведением человека и его внутренними процессами это процесс, который мы использовали для создания всех наших поведенческих моделей. Грегори Бейтсон в своих работах элегантно сформулировал некоторые качества этого процесса:

«Если воспринимая некий Икс, возможно сделать более, чем случайную догадку о неком Игреке, между Иксом и Игреком существует избыточная информация: «Икс — это закодированное сообщение об Игреке» или «Игрек это результат преобразования Икса» или «Икс это результат преобразования Игрека». («Реальность и избыточная информация» — 1975)

«… когда наблюдатель воспринимает только определенные части последовательности или конфигурации явлений, во многих случаях он способен сделать более, чем случайную догадку о тех частях, которые он не может воспринять непосредственно (например, догадаться, что у деревьев есть корни).» (Шаги к экологии разума — 1973)

Заметьте, что это определение ничего не говорит о статистическом подтверждении. Статистика может поддерживать или выявить паттерны, но она их не устанавливает; схожим образом статистика не определяет, будет ли паттерн полезным или нет. Статистическое усреднение может иногда быть полезным в том, чтобы помочь найти паттерн, но статистические данные сами по себе паттерном не являются, хотя так зачастую и предполагают. На самом деле поведение, которое мы изучаем, основывается не на статистических усреднениях, а на паттернах. Ребенок, учащийся говорить, перенимает язык не принимая статистические усреднения значений слов, которые он\а учится использовать, но на основе тех паттернов, которые ему предлагают его родственники, друзья и другие люди по мере взросления этого ребенка. Подавляющее большинство детей именно таким образом становится компетентными носителями языка, который они учат.

Паттерны и обобщения о ключах доступа, которые мы предлагаем, могут быть и были поддержаны экспериментами, но мы решили просто представить вам эти обобщения и паттерны таким образом, каким мы их наблюдали в более полезном контексте нашего профессионального опыта. Мы не предоставим цифр, табличек или графиков.

Окончательный успех нейролингвистического программиста зависит от его способности наблюдать, определять и использовать множество преобразований и паттернов, которые в вашем текущем опыте вам будут демонстрировать все представители человеческого рода; а не от способности измерять и усреднять типы поведения или запоминать цифры и таблички. В этой книге мы предлагаем не «законы», а обобщения с целью помочь вам начать процесс расширения ваших способностей восприятия. Мы предлагаем вам выработать для себя стратегию, с помощью которой вы будете наблюдать ти паттерны в ваших текущих взаимодействиях и проверять их, пока эта стратегия не станет частью вас самих настолько полно, что вы сможете позволить себе не практиковать ее сознательно. В нашем опыте, те паттерны, которые мы предлагаем, имеются у каждого человека, которого мы наблюдали и опрашивали.

Вернуться к оглавлению

Примечания:

1. Один из авторов книги, Роберт Дилтс, провел исследование репрезентирующих систем с помощью электроэнцефалограммы. Конкретно, он изучил корреляции между паттернами первичной, или наиболее ценимой репсистемы, и базовой линией ЭЭГ у людей с открытыми и закрытыми глазами. Несмотря на то, что исследование включает в себя пока два пилотных анализа, и методология требует улучшения, оно выявило поразительную взаимосвязь между наиболее ценимой репсистемой и паттернами базовой линии ЭЭГ.

Первичная репсистема Описание базовой линии ЭЭГ
Визуальная Низкоамплитудная бета (свыше 16 Гц) активность, когда глаза субъекта открыты и субъект находится в состоянии покоя. Всплески альфа волн (8-12 Гц) появляются, когда субъект закрывает глаза.
Аудиальная Высокоамплитудная бета активность, перемежающаяся альфа активностью, независимо от того, открыты глаза субъекта или закрыты.
Кинестетическая (тактильно-моторная) Низкоамплитудная бета активность, независимо от того, открыты глаза субъекта или закрыты.
Кинестетическая (висцеральная) Высокоамплитудные альфа волны, независимо от того, открыты глаза субъекта или закрыты.

Далее следуют обобщения этих паттернов ЭЭГ, при внешних электродах, наложенных на затылочную (зрительную) кору субъектов:

Tags: , , , , ,

Leave a Reply