3.231 Движения глаз как ключи доступа

Вернуться к оглавлению

Мы заметили, что движения глаз, которые делают люди в то время, как они думают и обрабатывают информацию, обеспечивают нас замечательно точными указателями на сенсорно-специфическую нейрологическую активность. Мы представили эти паттерны в Паттернах II:

К огда каждый из нас выбирает слова, которые мы используем для того, чтобы общаться друг с другом вербально, мы обычно выбираем эти слова на бессознательном уровне функционирования. Эти слова указывают на те части внутренне и внешне генерируемого опыта, к которым у нас есть доступ в настоящий момент времени. Более конкретно, набор слов, известный как предикаты (глаголы, прилагательные и наречия), — особенным образом указывает на них. Во-вторых, каждый из нас выработал определенные движения тела, которые указывают проницательному наблюдателю какую репрезентирующую систему мы используем. Особенно богаты по своему значению паттерны движения глаз, которые мы выработали. Таким образом, для изучающего гипноз, предикаты являются вербальной, а паттерны движения глаз — невербальной системами, предоставляющими нам быстрые и мощные инструменты для определения репсистем — тех ресурсов, с помощью которых человек создает для себя смысл: какие из них клиент использует в определенный момент времени, и, следовательно, как творчески реагировать на действия клиента. Например, вспомните, сколько раз вы задавали кому-нибудь вопрос, а тот человек задумался, сказал «Ммм.. Смотрите, …» и сопровождал это словесное высказывание движением глаз вверх-влево1 Движение глаз вверх-влево вызывает (у правшей) эйдетические образы, расположенные в недоминирующем полушарии. Нервные пути, идущие слева от обоих глаз (левые зрительные поля) имеют представительство в правом полушарии головного мозга (не доминирующем). Движение глаз вверх и влево — это типичный способ, который люди используют для стимуляции данного полушария и получения доступа к визуальной памяти. Движения глаз вверх-вправо, наоборот, стимулируют левое полушарие головного мозга и конструирование образов, т. е. визуальные репрезентации тех вещей, которые человек никогда не видел раньше (см. Паттерны, т. 1, стр. 182).

«Развитие ваших способностей замечать у клиента наиболее ценимую репсистему даст вам доступ к очень мощному инструменту для использования в гипнотической коммуникации. Есть два основных пути, которые мы находим эффективными в обучении людей на наших тренинговых семинарах, чтобы те отточили свои способности замечать репрезентирующие системы:

(1) обращать внимание на ключи доступа, которые можно заметить визуально. Конкретнее (для правшей):

Ключ доступа Репсистема, на которую он указывает
глаза вверх-влево эйдетическая визуальная (V)
глаза вверх-вправо

визуальное конструирование (V)

глаза расфокусированы визуальная (V)
глаза вниз-влево внутренний диалог (А)
позиция
«разговаривающего по телефону»
внутренний диалог (А)
глаза влево или вправо,
параллельно полу

внутренняя аудиальная (А)

глаза вниз-вправо телесные ощущения (К)
рука (или руки) прикасае(ю)тся
к средней линии тела
телесные ощущения (К)

(2) обращать внимание на использование предикатов, которые клиент выбираеn (как правило, бессознательно) для описания собственного опыта (см. Паттерны, т.1, стр. 68-76, 82-86 и Структура Магии, т. II, часть I). Когда мы описываем опыт, каждый из нас выбирает слова для описания той части опыта, которой мы уделяем больше всего внимания. Поэтому, как коммуникаторы, когда мы тренируемся определять, какая репсистема пресуппозируется в словах клиентах, которые он выбрал для описания своего опыта, мы получаем информацию, которую можем использовать эффективно в коммуникации с ними.

«Конечно, это всего лишь два пути, которым можно следовать, обучаясь определять репсистемы — есть и многие другие пути. Например, мы обнаружили, что паттерны дыхания являются превосходным индикатором той репрезентирующей системы, которую человек использует в данный момент времени для того, чтобы организовать и репрезентировать свой опыт. Во время визуализации, дыхание человека становится более поверхностным и смещается в более высокую точку груди. Другие так же полезные индикаторы нашего опыта — изменение тоновых характеристик голоса, темпа речи, цвета кожи… Мы представили два способа определения репрезентирующих систем достаточно детально, чтобы дать возможность читателю тренироваться в определении репсистем, используемых клиентом в любой момент времени. Когда вы освоили эти две техники — отточили свою способность делать эти сенсорные различия — мы советуем вам находить для себя другие индикаторы, которые позволят вам собирать ту же информацию. Такие упражнения по определению сенсорных различий не только улучшат вашу способность вести эффективную и изящную гипнотическую коммуникацию, но также улучшат и настроят вашу способность воспринимать сенсорный опыт, которая, в нашем понимании, является основой эффективной коммуникации и гипноза.»

На рисунке 1 изображены указатели движения глаз, описанные в этой цитате, но с большим количеством подробностей — включая различия тональный\дигитальный и вспомненный\сконструированный, а также положения глаз, которые дают к ним доступ.

Вернуться к оглавлению

Примечания:

1. Здесь и далее имеется в виду движение глаз от первого лица клиента (с позиции Я). В абсолютных категориях (с позиции другого\наблюдателя) это было движение вверх-вправо. (Прим. переводчика)

Запись опубликована в рубрике NLP: Volume I, Переводы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «3.231 Движения глаз как ключи доступа»

  1. metanymous говорит:

    о! ты ввел в текст абсолютные категории левого -правого! супер!

    [Ответить]

    VseslavRus Reply:

    Ну да. Текст сам править не стал, но указание на абсолютные категории, конечно, дал. Хоть что-то.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.