Рефрейминг, рассмотренный с учетом всех его аспектов, становится очень сложным процессом, и мы решили посвятить этой технике отдельную книгу, Рефрейминг. Для целей настоящей книги нами было принято решение представить основные шаги рефрейминга в виде следующего двухчастного ТОТЕ (см. схему):
Данная схема описывает ряд взаимодействий, которые проходят в следующем порядке:
1. Существующая или «с нуля» спроектированная стратегия проходит тест, цель которого — выяснить, достигает ли она соответствующего результата. Это можно сделать путем создания (или воссоздания) специфических контекстуальных условий запуска стратегии во внутренних репрезентациях — чтобы индивид припомнил специфические переживания, или же посредством прохода в будущее. Также этого можно достичь посредством предъявления соответствующих условий в текущем внешнем контексте. Индивида следует провести через каждый шаг стратегии так, чтобы можно было оценить выполнимость и эффективность стратегии в целом.
2А. Если последовательность стратегии действительно соответствует контексту и может быть выполнена, результат будет достигнут беспрепятственно, и стратегия завершится выходом в некоторую другую программу поведения.
2B. Если результат работы стратегии не является удовлетворительным, или если он нарушает личную экологию индивида, в некоторой точке выполнения стратегии возникнет неконгруэнтность или интерференция — либо индивид выполнит шаги стратегии без достижения результата, либо стратегия будет прервана на полпути. Для программиста здесь важно определить, как репрезентируется интерференция (т. е. внутренний ли это голос, ощущение или образ). Самый прямой путь извлечь эту информацию — просто спросить: «Что вас остановило?». Когда вы задаете вопрос, подобный этому, удостоверьтесь в том, что вы уделяете пристальное внимание любым последующим невербальным реакциям, особенно ключам доступа. Зачастую индивид не осознает переживаемую репрезентацию, которая и создает интерференцию, но укажет на нее, отреагировав соответствующим ключом доступа. Программист также должен уделять внимание тону голоса, которым обращается к себе индивид во время выполнения шагов с внутренним диалогом. Например, зачастую индивид говорит себе соответствующие стратегии слова (дискретная часть шага), но произносит их неконгруэнтным тоном.
3. Этот шаг запускает «рефрейминг» (изменение «рамки», фрейма) интерференции. Неконгруэнтность или возражение признается и принимается как ценный ресурс, предоставляющий обратную связь, необходимую для улучшения функционирования стратегии. Программист и индивид начинают работать с интерференцией, определяя ее цель или намерение. Сначала программист стремится провести тест репрезентации результата клиента: не запускаются ли негативные фотопли текущей репрезентацией результата? Иногда индивид боится, что потеряет возможность выбора результата, которого достигал ранее. В качестве примера можно привести индивида, который желает иметь возможность быть более настойчивым в социальных ситуациях, но он на себе испытал, каково это, когда от него «отмахивались» настойчивые люди, и он боится, что сам потеряет способность быть «приветливым». Индивиду может нравиться как это выглядит, но он не чувствует себя при этом правильно. Такого рода возражения можно легко обнаружить путем извлечения последствий достижения результата.
Также следует провести тест, не противоречит ли напрямую результат мета-результату, или же другому приоритетному результату работы другой стратегии, вызывая при этом внутренний конфликт. В других случаях результат может привести к опыту, к которому индивид еще не готов.
Каждое из описанных явлений может быть применено к группам и организациям ровно так же, как и к людям. В случае масштабных систем репрезентации, стратегии и части системы характеризуются людьми, отделами, подсистемами и т. д., которые и представляют из себя действующие единицы в составе целостной рассматриваемой системы. Интерференции, или возражения, репрезентируются поведением людей или отделов, нежели чем посредством репсистем. Типы конфликтов, связанные с достижением целей и результатов, перечислены ранее, и обнаруживаются они точно так же, как и у индивидов.
4. Если результат не удовлетворяет некоторую часть индивида или организации, программисту следует помочь индивиду \ организации выполнить действия по изменению результата или репрезентации результата, чтобы удовлетворить позитивному намерению интерференции. В зависимости от природы результата и возражения, программист может выбрать одну из пяти возможных операций:
(1) Метамоделировать репрезентацию результата клиента, чтобы представить подробности репрезентации опыта в более эксплицитном виде. Метамоделирование неоднозначных результатов, вроде ранее упомянутой «настойчивости», сделает их более точными и достижимыми в терминах сенсорного опыта клиента и снизит возможность множественных реакций на неоднозначные стимулы. В некоторых случаях метамоделирование выделит новый желаемый результат клиента из другого опыта его личной истории (негативные или фрустрирующие примеры). В иных случаях метамоделирование создаст более очевидную связь между желаемым результатом клиента и другим, более ресурсным опытом из личной истории клиента.
(2) Просто спросите индивида, может ли он изменить репрезентацию результата так, чтобы она включила в себя намерение интерференции. Например, вы можете спросить: «На что это (результат) было бы похоже, если бы вы могли быть настойчивым и по-прежнему «приветливым».
(3) Интегрировать любые негативные фотопли, к которым был получен доступ в ходе выявления интерференции, путем схлопывания их с позитивными фотоплями, к которым был получен доступ в ходе выявления репрезентации результата.
(4) Обеспечить рабочую рамку, в которой все части или аспекты системы (включая интерференцию) работают в направлении достижения одной и той же цели путем обобщения результата и\или намерения результата до мета-результата до тех пор, пока он не станет достаточно обобщенным, чтобы все части согласились с ним. Это включает в себя такие обобщенные результаты, как «выживание», «защиту», «рост», «удовлетворение потребностей всех частей» и т. д. Так предоставляется контекст, в котором возражения и интерференция более не действуют деструктивно и не проводят «саботаж», но, поскольку все части работают в направлении достижения одного и того же результата, они внесут в этот процесс конструктивный вклад.
(5) Работать над формированием, восстановлением или прояснением маркеров контекста (точек решения) результата, чтобы позволить клиенту более точно определить, какой из результатов будет наиболее уместным, когда, где и в каких ситуациях. Это развеет конфликт между результатами, конкурирующими за основной контроль.
5. Когда индивид \ организация изменили репрезентацию результата и внесли в нее изменения, требуемые интерференцией, клиенту и программисту нужно будет совместно работать над тем, чтобы изменить или перепроектировать стратегию, которая обеспечит достижение нового результата. (Следует отметить, что иногда не требуется изменять результат — интерференция в таких случаях возникает, когда стратегия спроектирована не полностью или неправильно. В таких случаях, результат остается прежним, клиент и программист могут перейти из фазы теста результата напрямую к фазе теста стратегии.) На этом этапе рефрейминга проводят тест последовательности стратегии с целью выяснить, способна ли она привести к измененному результату. Проверьте стратегию на предмет соответствия условиям формальной правильности, и удостоверьтесь в том ,что она соответствующе откалибрована и организована в последовательность (так чтобы индивид оказался способен конгруэнтно получить доступ к обозначенным репрезентирующим системам в соответствующей степени и соответствующем порядке). Также проверьте стратегию и удостоверьтесь в том, что в нее включены соответствующие маркеры контекста и точки решения.
6. Если над стратегией требуется больше работы, клиент и программист осуществляют операции по улучшению или перепроектированию стратегии так, чтобы посредством нее можно было достичь нового результата. Это делают путем получения доступа к ресурсам индивида, например:
a) Получить доступ к соответствующим референтным структурам и репрезентациям из личной истории клиента (или воображения), чтобы выстроить их в последовательность с остальными шагами стратегии.
b) Получить доступ к творческой стратегии индивида, чтобы клиент мог, применяя ее, прийти к новым альтернативам.
c) Программист может просто задать индивиду вопрос «Что вам нужно сделать, чтобы убедиться в том, что вы можете быть приветливым и в то же время настойчивым?».
d) Способствуйте тому, чтобы клиент моделировал кого-либо еще, чтобы получить те выборы, которые он желает. Например, спросите его: «Вы знаете кого-либо еще, кто может достигать того результата, который вы хотите? Что он делает в такой ситуации?»
e) Повторите или переякорите более полно старые шаги стратегии.
Окончательная и наиболее важная часть рефрейминга — использование самой интерференции как важного элемента измененной стратегии. При этом репрезентация интерференции используется как маркер контекста, который гарантирует, что клиент знает, когда, где и как применять измененную стратегию. То есть, сама интерференция превращается в точку решения внутри стратегии, таким образом она действительно становится важным шагом стратегии, нежели чем помехой для стратегии.
Tags: NLP: Volume I, NLP: Volume I на русском, интерференция, неконгруэнтность, НЛП: Том 1, принятие решений, стратегии, шестишаговый рефрейминг