НЛ-Программирование (1) Пять шагов программы
Мы метапрактики считаем, что термин «нейро-лингвистическое программирование» выбран в качестве титульного наименования направления деятельности совсем не случайно. Разумеется, здесь есть и аллюзии на термин “parental programming” невероятно популярного в то время Эрика Берна (и тут же «принцы» и «лягушки»), и отсылки к фундаментальному (по словам Бэндлера) труду Альфреда Коржибского (я писал об этом несколько раз). Метанимус видит в термине «программирование» буквальную метафору и указывает, что в любой нл-программе должна быть своя алгоритмическая составляющая с шагами, циклами, тестами и возвратами. Мы разделяем это его утверждение. Тем не менее, считаем, что метафора программирования как деятельности должна быть расшифрована и истолкована. Это наполнит абстрактные паруса термина полезными пресуппозициями и придаст метафоре программирования больше жизненности. Для нас же это будет полезной тренировкой в распознавании подобия (изоморфизма) и пресуппозиций. В целом такая расшифровка будет еще и утилизацией метафоры.
Перед тем, как проводить аналогии между пятью шагами компьютерной программы и шагами нл-программы, следует сделать несколько замечаний.
1. Во-первых, компьютерные вычисления основаны на модели человеческого мышления. Правда, весьма выхолощенного и специфического, строго причинно-следственного. Эта модель человеческого мышления называется «логика». Она была создана для весьма конкретных целей — споров, дебатов и выяснения того, что логика называет «истиной», по конкретным правилам. Далее эта модель стала основой для построения научного мышления. Так получилось, что процессоры (по-русски — «обработчики» — данных) как устройства получилось реализовать на основе двоичной логики: транзистор либо не пропускает через себя ток (и это «нет» или «ноль»), либо пропускает (и это «да», либо что-то отличное от ноля). Попытки построить процессор на базе иного набора правил или некой другой логики или «логики» пока либо не увенчались успехом с какой-то внятной эффективностью, либо не пошли в серию, либо существуют, но о них стараются не распространяться.
Ещё раз, основной тезис: модели компьютерного вычисления строятся на весьма ограниченной и выхолощенной модели человеческого мышления. Но человеческое мышление здесь всё же первично.
2. Правила, по которым создаётся и работает компьютерная программа (например, описанные в прошлой статье пять этапов программы) являются в некоторой степени абстракцией реальной деятельности человека и его коммуникации с окружающим миром, в том числе с другими людьми.
Напрямую и в явном виде переносить или экстраполировать эти правила на любую деятельность и коммуникацию человека было бы большой наивностью.
3. Однако Ричард Бэндлер как один из основателей НЛП имеет математическое образование, и слово «программирование» не зря вынесено в название метода и задаёт для него пресуппозицию работы. Одного взгляда на диаграммы и блок-схемы в книгах Изменяемся с семьями и НЛП: Том 1 достаточно, чтобы убедиться: слово «программирование» здесь явно не случайно — и пусть Джон Гриндер утверждает обратное, сколько ему угодно.
Мы придерживаемся мнения, что «программирование» это не аллегория и не намёк и даже в первую очередь совсем не маркетинговая находка. «Программирование» это метафора, и, как любая метафора, содержит структурное сходство с человеческой деятельностью, коммуникацией.
Задача данного цикла статей — учитывая математическое и программистское образование Ричарда Бэндлера, а так же некоторую не-чуждость компьютерных вычислений процессам человеческого мышления — поразмышлять на тему: каким из приведенных шагов следовать и как (с поправкой на коммуникацию с человеком) чтобы результат этой коммуникации можно было назвать «программой»? Каким критериям должна соответствовать такая коммуникация, чтобы её можно было назвать «программированием»?
Tags: Альфред Коржибский, программирование в НЛП, Ричард Бэндлер, Эрик Берн
Вон eugzol комментирует (http://vseslavrus.livejournal.com/98330.html?thread=580890#t580890):
Бандлер не просто «имеет математическое образование», он натурально делал программирование компьютеров. Утверждает, что разрабатывал компиляторы. Это с моей точки зрения реально элита программеров.
«Родительское программирование» термин появился на фоне роста популярности IT-технологий.
Байка о слове «НЛП» у него такая: остановил его мол полисмен дорожный, спросил про род занятий. Он глянул на книги в машине: чего-то по нейрологии, чего-то по лингвистике, мануал по разработке для PDP/11. Так и родилось название.
Программирование как деятельность:
— долго (на всех этапах: разработка средств разработки, разработка прикладных программ, их конфигурирование, выкатка и т.д.)
— дорого (богатство — проходная тема/ценность Бандлера, так что это важно)
— сложно
— сочетает планирование с ad-hoc правками
— является коллективной работой
Программа:
— буквальна
— детальна, конкретна, подробна
— исполняется безусловно
— работает в конечной стадии без программиста
— работает в окружении другого прикладного софта, системных программ, драйверов и железа
— потребляет ресурсы (основные: время, память, CPU, ввод/вывод)
— может быть оптимизирована
— исходный код радикально отличается от исполняемого кода, обратный инжиниринг сложен и обычно не полон
— имеет «паттерны до самого низу» (базовые — циклы, ветвления, процедуры/функции, рекурсии, переменные/указатели/деривацию)