Субмодальности а ля натюрель

Пара эпизодов воздействия внешних инвариантов на человека.

1. Киновьюга

Смотрел в кино «Омерзительную восьмерку» Кв. Тарантино. Часть фильма является своего рода герметическим детективом, где персонажи заперты в заведении. Заперты лютой непогодой. Звуковики постарались — вьюга и ветер завывают вполне натурально, и это особенно заметно в кинотеатре с системой объемного звука типа Dolby Surround или Dolby Atmos. На экране снег и укутанные в теплые меха люди, пьют согревающие напитки, а вьюга воет — то справа, то слева, то спереди тебя, то сзади, а то и вовсе — отовсюду.

Краем глаза смотрю на парочку, сидящую слева. Девушка кутается в пальто, едва слышно произносит: «Боже, холодно-то как!», и парень тоже стягивает куртку и накрывается ею.

От себя могу сказать, что вряд ли в кинотеатре было так уж холодно, в любом случае ненамного прохладнее обычного. Все-таки там есть системы управления температурой помещения. Но и мне показалось, под воздействием всех этих звуков и снежных просторов показалось, будто и впрямь холодно. Кутался в куртку.

2. Розовые окна актрисы Ермоловой

Недавно на экскурсии, посвященной театральной жизни Москвы, рассказывали про актрису Марию Николаевну Ермолову. О том, кто она такая, можно узнать, например, из Википедии. Меня заинтересовал один факт.

Последние годы своей жизни она испытывала психическое расстройство, что-то вроде подавленности или депрессии. И для того, чтобы буквально скрасить ее самочувствие, родные пошли на интересный шаг: они окрасили окна в ее комнатах в розовые тона, сохранив их прозрачность. Надо полагать, в розовом цвете постреволюционная Москва поздних 20-х годов за окном виделась ей куда более приятной.

Что можно сказать по поводу этих наблюдений?

Во-первых, субмодальности (инварианты по-Гибсону) есть феномен натуральный , а не высосанный из пальца. И феномен этот оказывает прямое воздействие на активность человека.

Во-вторых, история с розовыми оконными стеклами ставит интересный вопрос. Очевидно, что у человека в ходе его эволюционного и личного развития нет прямого опыта «смотреть на мир через розовые очки». Частично реакция на такое «орозовение» визуальной субмодальности является социально-культурным внушением, идущим от устойчивого речевого оборота и его семантики. Сделаем поправку на тонкую душевную организацию актрисы, на ее профессиональную необходимость получения внимания, — розовые стекла могли быть источником приятного самочувствия через социальное и социально-культурное опосредование. Но, на мой взгляд, первично все же насыщение зрительного поля субмодальностью розового цвета.

Сильно обобщая, можно сказать: насыщенность зрительного поля светом (светлыми тонами) стимулирует активность и самочувствие человека; насыщенность темными тонами — скорее всего будет их угнетать. В этом есть эволюционный смысл: по историческим меркам еще «вчера» человек мог охотиться и работать лишь днем, ночью же оставалось спать.

Запись опубликована в рубрике Моделирование с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.