Польза или вред от электронных сигарет

Данная статья является переосмыслением моей изначальной публикации в Метапрактике о сомнительной «помощи» электронных сигарет в преодолении табачной зависимости. Тогда я был под сильным впечатлением от работы Коржибского. Данный текст — и именно в таком виде — был подготовлен к Левитовским чтениям у нас во МГОУ в 2015 году.

В результате соавторства со своим научным руководителем С.В. Манаховым данный текст сменил название и был несколько изменён, и именно в изменённом виде он был \ будет опубликован. Однако именно оригинальный текст я публикую здесь — для истории.

Балыбердин Вячеслав Андреевич, магистрант.

Московский государственный областной университет, г. Москва

Польза или вред от электронных сигарет

Что такое электронные сигареты

Электронная сигарета — устройство, работающее по принципу генерации пара из никотиносодержащей жидкости, с добавками, обеспечивающими вкус табака. Особое распространение такие устройства получили ввиду того, их использование, как правило, не запрещается в тех ситуациях и местах, где запрещено курить обычные сигареты, папиросы и пр. Однако на написание настоящей статьи нас сподвигла реклама этих устройств, безапелляционно заявляющая, что они помогают человеку бросить курить. Мы решили проанализировать отличия поведения курения обычных и электронных сигарет с позиций бихевиоризма, также оперируя понятием вторичной выгоды.

Из чего состоит поведение курения?

Наши опросы курящих выявили два типа ситуаций, в которых запускается поведение курения.

Первый тип — индивид закуривает некоем контексте, независимо от того, насколько недавно он курил. Типичный пример: зимой человек выходит из дома, закуривает. Затем садится в машину, заводит её для прогрева двигателя, и выходит счистить снег с лобового стекла. Как только оказывается на улице — закуривает снова, хотя курил не ранее, чем три минуты назад. В таких ситуациях, по результатам наших опросов, не осознаётся процесс закуривания, т. е. человек тянется за пачкой сигарет, открывает её, вытаскивает сигарету, зажигает и начинает раскуривать совершенно не осознавая этого. Такой опыт обычно описывают словами: «Я понял\а, что курю, только когда уже втягиваю в себя дым.» Это диссоциированный стереотип поведения (Бэндлер, Гриндер, 1994). Такой тип курения запускается внешними стимулами — для приведенного примера это комплексная стимуляция: визуальная (открытое пространство, снег), аудиальная (звуки улицы), кинестетическая (ощущение изменения температуры воздуха, запаховой «картины» окружающей среды).

Второй тип поведения курения запускается, на первый взгляд, под воздействием не внешних, но внутренних стимулов. Индивид описывает «накопление» или «нарастание» интенсивности некоего ощущения, «желания курить», что является типичным для зависимости явлением. (Старшенбаум, 2006). При достижении индивидуального порога интенсивности такого ощущения, человек делает перерыв в своей деятельности и закуривает. Типичные примеры: один человек описывал ощущение «посасывания под ложечкой», т. е. висцеральное напряжение, которое усиливалось до той степени, в которой уже мешало концентрироваться на работе, и требовало снятия; еще один человек указывал на выработку неприятной на вкус слюны, для устранения ощущений от которой он и курит.

Соблазнительно заявить, что в курении второго типа схема «(внешний) стимул — реакция» не работает. И правда, по свидетельствам индивидов, выкуривающих 1-2 пачки сигарет в день, внутренние стимулы — позывы к курению — возникают «сами» с периодичностью раз в 30-40 минут. В этом отношении актуален тезис Б.Ф. Скиннера о трёх типах переменных в человеческом поведении: 1) внешний стимул, воздействующий на организм; 2) внутренний стимул, функция от внешнего; 3) непосредственно поведенческая реакция. (Skinner). Бытует заблуждение, будто Скиннер не признавал промежуточных переменных. Он признавал, с одной немаловажной оговоркой: один индивид не в состоянии управлять напрямую внутренними переменными (например, ментальными процессами) другого, поэтому для модификации поведения следует манипулировать внешними. По Скиннеру, каждой внутренней переменной, или цепочке из таковых, предстоят переменные окружающей среды. Таким образом, схема «стимул-реакция», пусть и в усложнённом виде, используется нами не как единственно верная и идеальная модель поведения курения, но как предоставляющая больше возможностей для исправления указанного поведения.

По схеме Скиннера мы можем разобрать поведение курения следующим образом:

2) внутренняя переменная — некоторое ощущение с нарастающей интенсивностью;

3) поведенческая реакция курения.

4) ощущение «разрядки», снятия напряжение, которое следует за курением, — в терминах Скиннера оперантное подкрепление.

Что же тогда будет элементом №1? Внешней переменной будут стимулы контекста, сообщающие индивиду информацию о том, что время проходит, и завершается очередной 30-40 минутный цикл, после которого следует покурить. Например: часы (на стене, запястье, экране монитора), освещение за окном, индикация о выполнении какого-либо процесса, которая также указывает на ход времени, выполнение некоторого определённого этапа деятельности.

Можно также привести и ряд примеров внешних переменных, которые ограничивают или вовсе предотвращают курение. Самый простой — физическое отсутствие курительных средств. Далее — стимулы, задействующие промежуточную, внутреннюю переменную: запрет на курение на рабочем месте (для рабочего бензозаправки результат нарушения более очевиден и материален, нежели чем для офисного работника, но оба в здравом уме будут следовать установленным правилам), регламентирование количества перекуров в течение рабочего дня. Стимулом контекста может также являться наличие рядом близкого человека (известно множество случаев, когда человек не курит рядом с тем, кого считает второй половиной, и дело здесь совсем не в страхе наказания), и в отдельных случаях появившиеся стимулы вызывают действие таких внутренних переменных, что индивид и вовсе перестаёт курить (рождение ребёнка или сообщение об угрозе здоровья).

Электронные сигареты и поведение курения

Мы предлагаем рассматривать курение как следующую последовательность действий:

1. Воспроизведение поведения курения. Моторный, двигательный аспект курения.

2. Поступление никотина (и иных веществ) в лёгкие и кровь. Биохимический аспект курения.

3. Удовлетворение вторичной выгоды \ получение подкрепления. — Психологический аспект курения.

Электронные сигареты, как утверждает реклама производителей и продавцов, способны помочь человеку бросить курить, либо вовсе избавить его от этой зависимости. Посмотрим, может ли использование испарителей корректирует поведение курения.

1. Испарители не могут предложить ничего нового для корректирования моторного аспекта поведения курения. Последовательность действий, необходимых для использования электронной сигареты, не прерывается, не перерабатывается, а становится проще: не нужно отдельно доставать спички или зажигалку, не нужно доставать сигарету из пачки. Более того — если «табачная» сигарета сама по себе является мерой курения, дозой («Я выкурил сегодня пачку!», «Пока мы беседовали в курилке, я выкурил 2 сигареты»), то дымом электронных можно дышать, пока из картриджа не выпарится вся жидкость с веществами. Мы уверены: это усугубляет привычку курения. И даже больше: электронная — «социальная» — сигарета, во многих общественных и рабочих контекстах не приравнена к обычной. Это приводит к «размытию» ограничений индивида на использование электронных сигарет, он начинает их курить там, где никогда бы не стал курить обычные. Курит чаще, повышается употребление вредных веществ.

2. Существуют разные виды картриджей с разными видами жидкостей. Среди них есть и вовсе безникотиновые, но большинство курильщиков использует никотиносодержащие жидкости. Производители утверждают, что пар, получаемый из таких жидкостей, гораздо менее вреден за счёт того, что не содержит смол и радиоактивных элементов. Впрочем, состав этих жидкостей всё равно вызывает вопросы и опасения. (Доклад ВОЗ, 2014) Но даже без вредных дымов никотин продолжает поступать в человеческий организм. Вкупе с возможным размытием ограничивающих курение контекстов употребление никотина представляет из себя фактор риска, и никоим образом его нельзя свести к средству, «помогающему избавиться от курения».

Следует отметить, что употребление никотина в виде пара настолько же лучше его употребления в виде дыма, насколько употребление метадона лучше употребления героина у наркозависимых. Немного изменяется состав вещества, но двигательная привычка остаётся, как продолжается и отравление организма. Называть это терапией, на наш взгляд, значит обманывать себя и других.

3. Следует упомянуть и о подкрепляющих последствиях курения — их можно назвать «вторичные выгоды» или «реализацией позитивных намерений». (Бэндлер, Гриндер, 2001). В бихевиористской парадигме в качестве причины повторяемого поведения рассматривается отсутствие иных поведенческих выборов. Небольшая надстройка над этим утверждением ничего не меняет — пусть, например, курящий и получает в зависимости от контекста то социальную выгоду (общение в курилке), то физическое расслабление, то умственное, от смены объекта внимания (перекуры во время работы), всё равно за этим кроется ограниченное количество путей достижения этой вторичной выгоды. А если индивиду известны эти альтернативные пути, и он умеет их достигать, мы наблюдаем отсутствие привлекательных для него способов реализации вторичной выгоды.

Как именно использование испарителя помогает вырабатывать альтернативные и субъективно привлекательные пути удовлетворения вторичной выгоды? Никак.

Выделенные выше этапы и аспекты поведения курения кажутся нам узловыми точками воздействия терапевта, и по изменению их количества и качества можно судить о динамике избавления от табачной зависимости. Даже поверхностный обзор показывает, что электронная сигарета как минимум не способствует снижению потребления никотина, и может привести к его увеличению. Терапевтическим эффектом испарители не обладают. Их реклама не является агитацией за становление на путь большего здоровья, но является средством конкурентной борьбы за табачный рынок между производителями химической жидкости и «классических» сигарет.

Литература:

Skinner B. F. Science and Human Behavior. [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.bfskinner.org/product/science-and-human-behavior-pdf/ (дата обращения: 19.11.2014).

Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек — в принцы. Воронеж: МОДЭК, 1994.

Бэндлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: МОДЭК, 2001

Википедия. Электронная сигарета: [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_сигарета/ (дата обращения 21.04.2015).

Доклад ВОЗ. Электронные системы доставки никотина. [Электронный ресурс] // Электрон. версия печат. публ. URL: http://apps.who.int/gb/fctc/PDF/cop6/FCTC_COP6_10-ru.pdf (дата обращения: 21.04.2015).

Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006

Tags: , , , , , ,

Leave a Reply