Книги — бумажная и электронная

Вступление

У меня был период в жизни, когда я читал только художественную литературу. В 2004-2005 годах произошел значительный технический прогресс — в продаже появились смартфоны. Тогда еще не было электронных книг как класса бытовых устройств, и смартфон стал тем средством, которое позволило читать книги с экрана, не таская с собой громоздкую книгу.

Но время шло, мои интересы также менялись. Сначала увлечение славянское культурой, сейчас — психологией, стало требовать более питательной пищи для ума, и я начал читать научные книги. И уже тогда я понял, что манера чтения художественного текста отличается от манеры чтения научного текста. 

Различия в восприятии

Меня долго занимало, чем же различаются чтение бумажной и электронной книг, и, в итоге, я смог для себя определить несколько таких различий. Скажу сразу — сравнение будет не совсем «честным», т. к. на одной чаше весов будет лежать чтение художественной литературы (развлекательного характера), а на другой — чтение научной литературы (познавательного, усваивающего характера). Однако, на мой взгляд, мне удалось сделать некоторые выводы, касающиеся как бумажных, так и электронных книг в принципе, без оглядки на то, с какой целью мы их читаем.

Книга в глазах и руках

Поначалу все различия, которые я выявил, касались навигации по книге. Судите сами:

Бумажная книга

Электронная книга

Перед нами разворот двух страниц.(Визуально запоминается месторасположение интересующего фрагмента на левом или правом развороте странице.) Как правило, дисплей электронной книги удобно отображает одну страницу. В случае устройств с крупным дисплеем (10 дюймов) становится удобным отобразить две страницы.
Текст зафиксирован на страницах.(Визуально запоминается месторасположение интересующего фрагмента относительно верхнего и нижнего края страницы.) Если это не скан, а текстовый формат (txt, fb2, epub), то программа подгоняет текст под размер дисплея, и отсюда формируется число страниц.
Изменение тактильных ощущений от держания книги при продвижении по тексту. (По мере того, как читаем, за счет переворота страниц изменяется толщина книги в левом и правом разворотах.) Тактильные ощущения при чтении с электронного устройства неизменны.

Как легко заметить, на точность «навигации» по книге влияет объем и количество измерений сенсорного опыта. Для удобства рассмотрения вопроса я, пожалуй, введу пару терминов. «Содержание» — это, собственно, текст книги. И «метаданные», т. е. данные о данных. Или, в нашем случае, навигационные данные о «содержании». Так вот, материальная книга, в бумаге, переплете (или обложке) предоставляет для восприятия человеку гораздо больше таких навигационных метаданных. И бумажная книга предоставляет эти навигационные метаданные посредством визуальной и тактильной систем. (Эти метаданные можно назвать «навигационными субмодальностями книги».)

Закладки и выделения — руками и кнопками

Теперь, после перечисления основных присущих книге (хочется написать «от рождения», но напишу правильно — «от печати») типов метаданных, можно перейти уже к формируемым читателями типам метаданных. Я для себя определил из них два.

Первый — это закладки.

Бумажная книга

Электронная книга

В качестве закладки можно использовать все, что угодно. Один из наиболее удобных способов для меня — это разноцветные приклеивающиеся полоски, на которых, к тому же, можно писать.Закладки, торчащие из книги, легко видно, и они доступны без необходимости совершения лишних телодвижений. Как правило, следует зайти в специальное меню, чтобы увидеть список закладок. В обычном режиме чтения книга тождественна читаемой в данный момент странице, и у нее нет дополнительных измерений, доступных в данный момент.

Второй, перекликающийся с закладками — это записи, пометки, выделение текста.

Бумажная книга

Электронная книга

Выделение текста. Единственное условие — наличие пишущего предмета: карандаша, ручки, маркера, текстовыделителя и т.д. В последнее время некоторые программы для чтения «текстовых» книг обрастают функциями выделения — например, Moon Reader+, но для программ-читалок такая функция по-прежнему редкость.Для программ-читалок графических форматов книг (PDF и DJVU) возможности даже шире — поверх каждой страницы с текстом можно подчеркивать, зачеркивать текст, выделять его разными цветами, рисовать поверх и т. д.Зачастую для совершения указанных действий надо входить в соответствующее меню.
Написание пометок и заметок.Люди пишут на страницах книг с разными целями. Я обычно преследую три: высказать несогласие с автором, провести параллель или ассоциацию, вкратце подвести итог некоему фрагменту текста, этакое «конденсирование смысла».(Кстати, надписи на закладках — тоже своего рода конденсирование смысла.)Все это — результаты не просто пассивного восприятия книги, но ее осмысления. Диалог с текстом.

Пометки и заметки пишутся прямо на странице, на полях. Доступны взору сразу и непосредственно.

В случае с электронными книгами заметки и примечания пишутся иначе, есть несколько разных способов в зависимости от программы:1. В случае с планшетными ПК и программами для чтения графических форматов (PDF и DJVU) можно писать на полях, не закрывая и не перекрывая страницу с текстом. Однако в таком случае надпись производят пальцем или стилусом, и поля рядом с текстом может быть недостаточно для выражения своей мысли.2. В программах для чтения как графических форматов, так и текстовых, можно создать закладку или примечание к любому фрагменту текста. Для этого открывается специальный элемент интерфейса — окно. Оно может либо полностью «загораживать» страницу с текстом (буквально — изображение этого окна стирает изображение с текстом), либо частично. Заметка или примечание в таком случае либо вообще не показывается на экране при чтении страницы, либо редуцирована до пиктограммы, которую нужно специально «открывать».
Способ выделения и написания текста.От руки посредством пишущего предмета. Во-первых, задействуется больше мелкой мышечной моторики, преимущественно ручной, которая имеет наибольшее представительство во фронтальной коре головного мозга (см. гомункул Пенфилда).Написание от руки задействует куда больше измерений опыта в визуальной и кинестетической репсистемах.Впрочем, дискуссия о разнице между написанием текста от руки и его печатанием на клавиатуре — тема отдельной интересной статьи. Выделение и написание происходит посредством либо нажатия отдельных кнопок (в случае с кнопочной эл.книгой или сенсорной клавиатурой), либо движением пальца по экрану планшета (непрерывное движение, ”swipe” по опять же виртуальной клавиатуре).

Книга как последовательность и как перезаписываемый кадр

Теперь стоит поговорить о тех интерфейсах доступа к информации, которые из себя представляют бумажная и электронная книги. А заодно и о том, как они воспринимаются бессознательным, и как интериоризируются.

Бумажная книга

Электронная книга

Бумажная книга это сложенная последовательность, стопка связанных и идущих в определенном порядке страниц. Для книги естественно наличие всех страниц и не естественно, когда какая-либо из них вырвана. Электронная книга в текстовом формате) — это одна страница, отображаемая в данный момент. Здесь не страницы идут друг за другом. Здесь есть предшествующий текст и последующий текст, но все это является единым слитным массивом текста.
По характеру взаимодействия с книгой.Листы можно переворачивать в обе стороны, книгу можно открывать на произвольном месте, но при этом она останется последовательностью, и сам ее вид, и ощущение материального носителя всегда удерживает мысль о книге как о единой связанной последовательности страниц. В случае с электронной книгой одна страница сменяется другой. В буквальном смысле — одна страница замещает другую, т. е. стирается один текст \ изображение и на его месте формируется другой. Более того, при выключении устройства чаще всего гаснет экран, стирается ВСЯ информация на нем.(Так обстоит дело для телефонов и планшетов с LCD экранами. В случае устройств с e-ink дисплеями либо последнее изображение \ текст остается на дисплее, либо стирается, уступая место меню.)

Хочу обратиться к читателю с вопросом. Чего вы хотите больше — чтобы ваше бессознательное относилось к книге и усваивало текст как материальные буквы, вырубленные в камне, или же как следы на песке, каждый раз размываемые новой набежавшей волной?

Различия, формирующие разницу

Мелкие различия, сообщаемые материальным носителем в нашу нервную систему, позволяют лучше отличать один блок информации от другого. Типов различий — т. е. типов метаданных текста — больше именно в бумажной книге, в силу ее материальности. Для нашей нервной системы, для нашего восприятия (сознательного и бессознательного) каждый тип метаданных является некоей переменной, которая может принимать разные значения. Например:

— положение интересующего фрагмента на странице — относительно верхнего и нижнего полей;

— размещение интересующего фрагмента на развороте — правом или левом;

— ощущаемая толщина левого и правого разворота, и т.д.

(Здравый смысл вслед за статьей Миллера, Галлантера и Прибрама подсказывает нам, что число этих типов метаданных, не должно превышать 7+-2.) Я не могу сослаться на результаты исследований — видимо, такие исследования нужно искать в гештальт-психологии, — но у меня создается впечатление, что при сравнении объектов, процессов и явлений есть некоторый порог числа минимальных различий, воспринимаемых человеком. Если количество этих различий не превышает порогового значения, то объекты будут восприниматься как одинаковые. Если превышает — то как разные.

Что все это значит применительно к тексту бумажной и электронной книг?

Через настоящую статью красной линией проходит мысль, что материальная книга содержит и сообщает нам, нашим органам восприятия, куда больше различий, нежели чем электронная. Совокупность перечисленных различий делает каждый разворот, каждую страницу, каждый интересующий фрагмент текста — индивидуальным.

Этих различий крайне мало в электронной книге, ведь из материального там только статический, не изменяющийся корпус устройства. Визуально же одна страница похожа на другую, и различие у них, в основном, одно: положение отступов («красная строка») и те абзацы, формируемые ими. Как видим, количество различий между страницами сильно уступает бумажной книге. Настолько, что все страницы сливаются в одну.

Если рассмотреть эту разницу между электронной и бумажной книгами через призму якорей из НЛП, то получим следующую картину.

Бумажная книга

Электронная книга

Каждую страницу можно рассматривать как якорь. Меж собой эти якоря будут различаться по нескольким категориям.Ряд этих полимодальных, визуально-кинестетических якорей, воспринимаемых как разные, будет составлять последовательность якорей. Каждую страницу (изображение таковой на дисплее) можно рассматривать как якорь. Меж собой эти якоря будут различаться по одной, максимум двум категориям. В то время как большее количество различий — рамка вокруг дисплея, ощущения от хвата книги — будут сообщать нервной системе, что страницы одинаковы.Существует большая вероятность, что ряд якорей, воспринимаемых как одинаковые, не сформируют последовательность якорей, а с ними произойдет схлопывание (коллапс).Это утверждение, как мне кажется, справедливо для способа такого способа смены страниц, когда одно изображение стирается с экрана и формируется другое.

Имитация книги на плоском дисплее

Справедливости ради, стоит отметить, что во многих программах для чтения существует анимация перелистывания. Так, можно поставить анимацию именно перелистывания, либо же анимацию прокрутки свитка. И тот, и другой способ задают пресуппозицию последовательности текста (а не перезаписи изображения).

Я считаю, что максимальное визуальное приближение программ для чтения к бумажной книге является позитивной тенденцией. Далее, в формате EPUB и графических форматах PDF и DJVU имеется фиксированная разбивка на страницы. Анимацию перелистывания производители программ могли бы и дополнить расширяющимися и сужающимися полями сложенных страниц слева и справа от страниц, что имитирует толщину хвата левой и правой руками. Это увеличивает число визуальных различий между страницами, но все же не формирует визуально-кинестетическую синестезию, и стимуляция нервной системы со стороны электронной книги (современного типа) всегда будет меньше, нежели чем от материальной бумажной.

Следы в камне и следы на песке

По ассоциации к «стирающимся» страницам электронной книги приходят в голову такие объекты как золотые пластины Харати, каменные таблицы Моисея с заповедями и наша русская пословица «что написано пером — не вырубишь топором». Золотые пластины Харати — легендарный источник знаний Древних. Золото издавно так ценно для людей в силу своей «вечности», т. е. устойчивости к коррозии. Каменные таблицы Моисея с заповедями, равно как и таблички шумеров для глинописи подразумевают долгое, «вечное» по сравнению со сроком жизни человека хранение записанного. Что касается поговорки, я думаю, она отражает общее отношение к записанному слову, способному сохраниться долгое время спустя после смерти автора или переписчика.

На книгу надейся, а сам не плошай

Что же можно сказать о вкладе приведенных факторов в усвояемость материала книги? Сами по себе, даже в совокупности, они не оказывают всепобеждающего эффекта на человека. Книга — не субъект, а человек — не объект, и книга не может вбить ему в голову свое содержание, как раз наоборот. Конечно, все в дело в той ментальной стратегии, которую человек использует для усваивания материала книги. Указанные свойства бумажной книги дают преимущество, но никак не заменят этой стратегии.

Я полагаю, что сверх-сверхцель усвоения прочитанной книги — использование усвоенной информации в жизни. Сверхцелью является сопоставление приведенной в ней информации с уже известной читателю (при этом). Целью чтения книги является ее усвоение, т. е. построение «карты» книги. Под «картой» я здесь подразумеваю понятие map, которое ввел Альфред Коржибский, а после оно попало в НЛП. Что такое карта книги? Грубо, в первом приближении, это структура, включающая в себя:

— понятия, содержащиеся в книге (базовые, а также те, которые для себя выделяет читатель), и их свойства;

— отношения между понятиями (как два понятия связаны друг с другом, какой характер этой связи);

— последовательность предъявления информации книгой.

Чем бумага кремний бьёт

В чем же преимущество указанных свойств бумажной книги перед электронным устройством для чтения?

1. Материальность книги позволяет быстро осуществлять навигацию по ней — возвращаться к тем фрагментам текста, которые позволяют проводить связь между понятиями, прояснять их характеристики и отношения между ними. Именно периодические возвраты от читаемого в настоящий момент текста к предыдущим позволяют связывать новую информацию с уже усвоенной, укреплять понятийный фундамент усвоенной информации, чтобы ставить на него новые строительные элементы.

2. Закладки и комментарии на полях, помимо навигационной роли, также свидетельствуют о начавшемся процессе активной работы с информацией. Любой комментарий — это либо связь с уже имеющейся у читателя информацией, либо «конденсация смысла», обобщение информации, прочитанной в книге. Комментарии на полях книги запускают процесс оформления усвоенных понятий, характеристик и связей в речь, их сознательное осмысление.

3. Последовательность физических страниц формирует отношение к материалу книги как к связанной последовательности изложения фактов или идей, которые описываются понятиями, их характеристиками и связями между ними.

Конечно, можно не менее эффективно извлекать и усваивать информацию из электронных книг. При прочих равных это означает: фиксацию на интересующей информации на бумаге (т. е. к книге понадобится и блокнот, лежащий рядом), построение блок-схем понятий и связей между ними. На мой взгляд, было бы эффективнее не возвращаться периодически к интересующим фрагментам текста, а переписывать их на бумагу. В таком случае и при таком ответственном отношении к материалу вряд ли можно говорить о преимуществе и удобстве электронных читалок перед бумажными книгами. (Но если вам недоступна книга в бумаге, то деваться некуда.)

Живое воображение для развлекательного чтения

Отдельно стоит упомянуть развлекательное чтение художественной литературы. Для выполнения этой задачи электронные читалки очень подходят. Что и говорить, на мой взгляд, нынешние устройства на базе 5-8-дюймовых дисплеев e-ink для этого и производятся. Принципиальная разница с научной литературой здесь такая. Текст художественной книги проще визуализировать, представить описываемые события воочию, т. к. такой текст использует много сенсорно-очевидных слов визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей. Текст научного труда содержит множество терминов, которые запросто не визуализируешь. Чтобы ощутить разницу, попробуйте представить себе «дом из кирпича», «тихий голос», «пощипывание» . А потом — попробуйте представить (визуализировать, прочувствовать, услышать) понятия «абстрагирование», «сингулярность», «совесть», «сознание» — их придется выводить через другие понятия. Я уверен, натренированный ум, например, математика может визуализировать сложные абстракции на бумаге в виде блок-схем, или даже фигур в больше, чем трех измерениях. Но большинство из нас, читателей, не дошло до таких вершин разума.

Перспективы книг, перспективы мысли

Очевидно, потребность человечества в абстрактном мышлении не иссякнет. По крайней мере, если оно не спалит себя в ядерном огне. Наоборот, всеусложняющиеся условия жизни

ставят науку перед новыми вызовами, и, соответственно, потребность в абстрактном мышлении только увеличивается.

Так же очевидна тенденция к сокращению прибылей издательств и постепенному переходу на цифровую модель распространения книг, т. е. в форме файлов, которые можно прочесть на электронных устройствах. Это не проблема для художественной литературы. Это даже не проблема для научной литературы — это проблема для людей, работающих с ней. Здесь важно понимать, что указанный мной выше алгоритм работы с бумажной книгой — не «священная корова», на которую посягают производители дисплеев. Это всего лишь средство для достижения цели усвоения некоторой информации (и дальнейшей ее обработки и использования в жизни). Просто на данном этапе развития человека это средство кажется мне наиболее эффективным. Какие еще средства могут использоваться?

1. Выработка новых интерфейсов для обучения. В моем представлении это некоторое устройство виртуальной реальности с системой тактильной обратной связи (для задействования всех репсистем). Такой интерфейс будет предоставлять информацию пользователю не только в натуральном виде в ВАК, но и будет позволять создавать блок-схемы, многомерные абстракции — все в одной системе. Минусов вижу два:

— высокая стоимость устройств;

— изначальная заданность, ограниченность форм, в пределах которых можно будет манипулировать информацией и репрезентациями в такой системе виртуальной реальности. Грубо говоря — в отличии от собственного воображения, где можно будет представить символическую репрезентацию информации как угодно, программа будет диктовать свой фиксированный набор форм (параллелепипед, пирамида, сфера) с несколькими степенями свободы его корректирования. Это лучше, чем ничего. Но это запирает «простор воображения» в клетку форм, предоставляемых машиной.

2. Приспособить свое мышление к «плоским» визуальным интерфейсам, чтобы выполнять те же мышленческие задачи с той же эффективностью. Интересный вопрос, какую долю в таком приспособлении будут занимать эволюционные изменения мозга, а какую — интериоризация культурных интерфейсов. Минусы:

— если речь идет об эволюционных изменениях, то век плоских дисплеев наверняка закончится раньше, нежели чем эти изменения выработаются;

— если речь идет об изменениях культурных интерфейсов (которые будут интеориризированы), то следует над этими культурными интерфейсами работать, дабы преодолеть содержащуюся в них пресуппозицию «стирания знания на экране и заменой его новым» и внедрить пресуппозицию «связной последовательности знания» — это техническая задача, и она не из легких.

— опора лишь на визуальную репсистему — я уверен, что от «вычитания» кинестетики из процесса восприятия информации, человек только потеряет — как минимум потому что меньшая площадь (объем) мозга будут эту информацию обрабатывать; впрочем, проблема уменьшения роли кинестетической (и моторной) репсистемы в современном образовании и мышлении носит глобальный характер, и является темой отдельного эссе.

Заключение

Какие бы я доводы не приводил в этой статье, факт остается фактом: устройства для чтения существуют, будут продолжать существовать, и их количество будет приумножаться с каждым годом.

Хочу еще раз подчеркнуть основную мысль: электронные дисплеи это не плохо. Для целей развлекательного чтения они очень даже хороши. Однако для познания и усвоения информации лучше держать книгу в руках, переворачивать страницы, возвращаться к прочитанному тексту, делать закладки, писать на полях, обобщать, спорить с автором, делать выводы.

Все это можно делать и читая с электронного дисплея. Но готовьтесь к тому, что выписывать фрагменты, возвращаться назад к прочитанному, и снова писать свои выводы придется. (Есть те, кто может похвастаться: мне это не нужно. Если такой человек не лукавит, ему либо достался генетический подарок от родителей, либо он уже столько раз выполнял эту стратегию чтения, что она у него усвоилась, и все эти действия его нервная система выполняет во многом автоматически.)

Есть еще один вопрос, свой ответ на который я хочу озвучить. Вопрос таков: «Возможно ли для человека перейти от бумажной книги к плоскому дисплею без потери качества мышления?» Я считаю — невозможно, т. к. переход на плоские дисплеи влечет за собой отказ от кинестетической и моторной компоненты работы нервной системы в ситуации познания и усвоения. Не созерцание мира, а активное его познание с помощью собственных рук, а потом и инструментов, сделало наших далеких предков людьми, а людям — позволило преобразовывать мир вокруг нас. Обобщая, отказ от кинестетики в образовании может означать даже не возврат на предыдущий этап, а будет сродни ампутации некоего важного органа, типа руки. Разумеется, в ходе эволюции живые организмы не только обретают новые функции, но и, бывает, теряют старые. Некоторые организмы не усложняются, а упрощаются, ярким примером чего является паразит, у которого атрофировались большинство органов , кроме рта и пищеварительно-выводящей системы. Я считаю, что человеческому существу, особенно в период становления его мыслительных функций и привычек, нельзя упрощать свой опыт взаимодействия с объемными предметами окружающего мира до отказа от кинестетически-моторной стороны этого взаимодействия, от манипулирования ими. Бытие определяет сознание, и для своего ребенка я хочу, чтобы его сознание определялось взаимодействием с окружающим миром во всем разнообразии, а не с тем, что показывает плоский светящийся экран. И теми, кто на этот экран транслирует свой контент.

 

Запись опубликована в рубрике Моделирование с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.