Вступление
У меня был период в жизни, когда я читал только художественную литературу. В 2004-2005 годах произошел значительный технический прогресс — в продаже появились смартфоны. Тогда еще не было электронных книг как класса бытовых устройств, и смартфон стал тем средством, которое позволило читать книги с экрана, не таская с собой громоздкую книгу.
Но время шло, мои интересы также менялись. Сначала увлечение славянское культурой, сейчас — психологией, стало требовать более питательной пищи для ума, и я начал читать научные книги. И уже тогда я понял, что манера чтения художественного текста отличается от манеры чтения научного текста.
Различия в восприятии
Меня долго занимало, чем же различаются чтение бумажной и электронной книг, и, в итоге, я смог для себя определить несколько таких различий. Скажу сразу — сравнение будет не совсем «честным», т. к. на одной чаше весов будет лежать чтение художественной литературы (развлекательного характера), а на другой — чтение научной литературы (познавательного, усваивающего характера). Однако, на мой взгляд, мне удалось сделать некоторые выводы, касающиеся как бумажных, так и электронных книг в принципе, без оглядки на то, с какой целью мы их читаем.
Книга в глазах и руках
Поначалу все различия, которые я выявил, касались навигации по книге. Судите сами:
Бумажная книга |
Электронная книга |
Перед нами разворот двух страниц.(Визуально запоминается месторасположение интересующего фрагмента на левом или правом развороте странице.) | Как правило, дисплей электронной книги удобно отображает одну страницу. В случае устройств с крупным дисплеем (10 дюймов) становится удобным отобразить две страницы. |
Текст зафиксирован на страницах.(Визуально запоминается месторасположение интересующего фрагмента относительно верхнего и нижнего края страницы.) | Если это не скан, а текстовый формат (txt, fb2, epub), то программа подгоняет текст под размер дисплея, и отсюда формируется число страниц. |
Изменение тактильных ощущений от держания книги при продвижении по тексту. (По мере того, как читаем, за счет переворота страниц изменяется толщина книги в левом и правом разворотах.) | Тактильные ощущения при чтении с электронного устройства неизменны. |
Как легко заметить, на точность «навигации» по книге влияет объем и количество измерений сенсорного опыта. Для удобства рассмотрения вопроса я, пожалуй, введу пару терминов. «Содержание» — это, собственно, текст книги. И «метаданные», т. е. данные о данных. Или, в нашем случае, навигационные данные о «содержании». Так вот, материальная книга, в бумаге, переплете (или обложке) предоставляет для восприятия человеку гораздо больше таких навигационных метаданных. И бумажная книга предоставляет эти навигационные метаданные посредством визуальной и тактильной систем. (Эти метаданные можно назвать «навигационными субмодальностями книги».)
Закладки и выделения — руками и кнопками
Теперь, после перечисления основных присущих книге (хочется написать «от рождения», но напишу правильно — «от печати») типов метаданных, можно перейти уже к формируемым читателями типам метаданных. Я для себя определил из них два.
Первый — это закладки.
Бумажная книга |
Электронная книга |
В качестве закладки можно использовать все, что угодно. Один из наиболее удобных способов для меня — это разноцветные приклеивающиеся полоски, на которых, к тому же, можно писать.Закладки, торчащие из книги, легко видно, и они доступны без необходимости совершения лишних телодвижений. | Как правило, следует зайти в специальное меню, чтобы увидеть список закладок. В обычном режиме чтения книга тождественна читаемой в данный момент странице, и у нее нет дополнительных измерений, доступных в данный момент. |
Второй, перекликающийся с закладками — это записи, пометки, выделение текста.
Бумажная книга |
Электронная книга |
Выделение текста. Единственное условие — наличие пишущего предмета: карандаша, ручки, маркера, текстовыделителя и т.д. | В последнее время некоторые программы для чтения «текстовых» книг обрастают функциями выделения — например, Moon Reader+, но для программ-читалок такая функция по-прежнему редкость.Для программ-читалок графических форматов книг (PDF и DJVU) возможности даже шире — поверх каждой страницы с текстом можно подчеркивать, зачеркивать текст, выделять его разными цветами, рисовать поверх и т. д.Зачастую для совершения указанных действий надо входить в соответствующее меню. |
Написание пометок и заметок.Люди пишут на страницах книг с разными целями. Я обычно преследую три: высказать несогласие с автором, провести параллель или ассоциацию, вкратце подвести итог некоему фрагменту текста, этакое «конденсирование смысла».(Кстати, надписи на закладках — тоже своего рода конденсирование смысла.)Все это — результаты не просто пассивного восприятия книги, но ее осмысления. Диалог с текстом.
Пометки и заметки пишутся прямо на странице, на полях. Доступны взору сразу и непосредственно. |
В случае с электронными книгами заметки и примечания пишутся иначе, есть несколько разных способов в зависимости от программы:1. В случае с планшетными ПК и программами для чтения графических форматов (PDF и DJVU) можно писать на полях, не закрывая и не перекрывая страницу с текстом. Однако в таком случае надпись производят пальцем или стилусом, и поля рядом с текстом может быть недостаточно для выражения своей мысли.2. В программах для чтения как графических форматов, так и текстовых, можно создать закладку или примечание к любому фрагменту текста. Для этого открывается специальный элемент интерфейса — окно. Оно может либо полностью «загораживать» страницу с текстом (буквально — изображение этого окна стирает изображение с текстом), либо частично. Заметка или примечание в таком случае либо вообще не показывается на экране при чтении страницы, либо редуцирована до пиктограммы, которую нужно специально «открывать». |
Способ выделения и написания текста.От руки посредством пишущего предмета. Во-первых, задействуется больше мелкой мышечной моторики, преимущественно ручной, которая имеет наибольшее представительство во фронтальной коре головного мозга (см. гомункул Пенфилда).Написание от руки задействует куда больше измерений опыта в визуальной и кинестетической репсистемах.Впрочем, дискуссия о разнице между написанием текста от руки и его печатанием на клавиатуре — тема отдельной интересной статьи. | Выделение и написание происходит посредством либо нажатия отдельных кнопок (в случае с кнопочной эл.книгой или сенсорной клавиатурой), либо движением пальца по экрану планшета (непрерывное движение, ”swipe” по опять же виртуальной клавиатуре). |
Книга как последовательность и как перезаписываемый кадр
Теперь стоит поговорить о тех интерфейсах доступа к информации, которые из себя представляют бумажная и электронная книги. А заодно и о том, как они воспринимаются бессознательным, и как интериоризируются.
Бумажная книга |
Электронная книга |
Бумажная книга это сложенная последовательность, стопка связанных и идущих в определенном порядке страниц. Для книги естественно наличие всех страниц и не естественно, когда какая-либо из них вырвана. | Электронная книга в текстовом формате) — это одна страница, отображаемая в данный момент. Здесь не страницы идут друг за другом. Здесь есть предшествующий текст и последующий текст, но все это является единым слитным массивом текста. |
По характеру взаимодействия с книгой.Листы можно переворачивать в обе стороны, книгу можно открывать на произвольном месте, но при этом она останется последовательностью, и сам ее вид, и ощущение материального носителя всегда удерживает мысль о книге как о единой связанной последовательности страниц. | В случае с электронной книгой одна страница сменяется другой. В буквальном смысле — одна страница замещает другую, т. е. стирается один текст \ изображение и на его месте формируется другой. Более того, при выключении устройства чаще всего гаснет экран, стирается ВСЯ информация на нем.(Так обстоит дело для телефонов и планшетов с LCD экранами. В случае устройств с e-ink дисплеями либо последнее изображение \ текст остается на дисплее, либо стирается, уступая место меню.) |
Хочу обратиться к читателю с вопросом. Чего вы хотите больше — чтобы ваше бессознательное относилось к книге и усваивало текст как материальные буквы, вырубленные в камне, или же как следы на песке, каждый раз размываемые новой набежавшей волной?
Различия, формирующие разницу
Мелкие различия, сообщаемые материальным носителем в нашу нервную систему, позволяют лучше отличать один блок информации от другого. Типов различий — т. е. типов метаданных текста — больше именно в бумажной книге, в силу ее материальности. Для нашей нервной системы, для нашего восприятия (сознательного и бессознательного) каждый тип метаданных является некоей переменной, которая может принимать разные значения. Например:
— положение интересующего фрагмента на странице — относительно верхнего и нижнего полей;
— размещение интересующего фрагмента на развороте — правом или левом;
— ощущаемая толщина левого и правого разворота, и т.д.
(Здравый смысл вслед за статьей Миллера, Галлантера и Прибрама подсказывает нам, что число этих типов метаданных, не должно превышать 7+-2.) Я не могу сослаться на результаты исследований — видимо, такие исследования нужно искать в гештальт-психологии, — но у меня создается впечатление, что при сравнении объектов, процессов и явлений есть некоторый порог числа минимальных различий, воспринимаемых человеком. Если количество этих различий не превышает порогового значения, то объекты будут восприниматься как одинаковые. Если превышает — то как разные.
Что все это значит применительно к тексту бумажной и электронной книг?
Через настоящую статью красной линией проходит мысль, что материальная книга содержит и сообщает нам, нашим органам восприятия, куда больше различий, нежели чем электронная. Совокупность перечисленных различий делает каждый разворот, каждую страницу, каждый интересующий фрагмент текста — индивидуальным.
Этих различий крайне мало в электронной книге, ведь из материального там только статический, не изменяющийся корпус устройства. Визуально же одна страница похожа на другую, и различие у них, в основном, одно: положение отступов («красная строка») и те абзацы, формируемые ими. Как видим, количество различий между страницами сильно уступает бумажной книге. Настолько, что все страницы сливаются в одну.
Если рассмотреть эту разницу между электронной и бумажной книгами через призму якорей из НЛП, то получим следующую картину.
Бумажная книга |
Электронная книга |
Каждую страницу можно рассматривать как якорь. Меж собой эти якоря будут различаться по нескольким категориям.Ряд этих полимодальных, визуально-кинестетических якорей, воспринимаемых как разные, будет составлять последовательность якорей. | Каждую страницу (изображение таковой на дисплее) можно рассматривать как якорь. Меж собой эти якоря будут различаться по одной, максимум двум категориям. В то время как большее количество различий — рамка вокруг дисплея, ощущения от хвата книги — будут сообщать нервной системе, что страницы одинаковы.Существует большая вероятность, что ряд якорей, воспринимаемых как одинаковые, не сформируют последовательность якорей, а с ними произойдет схлопывание (коллапс).Это утверждение, как мне кажется, справедливо для способа такого способа смены страниц, когда одно изображение стирается с экрана и формируется другое. |
Имитация книги на плоском дисплее
Справедливости ради, стоит отметить, что во многих программах для чтения существует анимация перелистывания. Так, можно поставить анимацию именно перелистывания, либо же анимацию прокрутки свитка. И тот, и другой способ задают пресуппозицию последовательности текста (а не перезаписи изображения).
Я считаю, что максимальное визуальное приближение программ для чтения к бумажной книге является позитивной тенденцией. Далее, в формате EPUB и графических форматах PDF и DJVU имеется фиксированная разбивка на страницы. Анимацию перелистывания производители программ могли бы и дополнить расширяющимися и сужающимися полями сложенных страниц слева и справа от страниц, что имитирует толщину хвата левой и правой руками. Это увеличивает число визуальных различий между страницами, но все же не формирует визуально-кинестетическую синестезию, и стимуляция нервной системы со стороны электронной книги (современного типа) всегда будет меньше, нежели чем от материальной бумажной.
Следы в камне и следы на песке
По ассоциации к «стирающимся» страницам электронной книги приходят в голову такие объекты как золотые пластины Харати, каменные таблицы Моисея с заповедями и наша русская пословица «что написано пером — не вырубишь топором». Золотые пластины Харати — легендарный источник знаний Древних. Золото издавно так ценно для людей в силу своей «вечности», т. е. устойчивости к коррозии. Каменные таблицы Моисея с заповедями, равно как и таблички шумеров для глинописи подразумевают долгое, «вечное» по сравнению со сроком жизни человека хранение записанного. Что касается поговорки, я думаю, она отражает общее отношение к записанному слову, способному сохраниться долгое время спустя после смерти автора или переписчика.
На книгу надейся, а сам не плошай
Что же можно сказать о вкладе приведенных факторов в усвояемость материала книги? Сами по себе, даже в совокупности, они не оказывают всепобеждающего эффекта на человека. Книга — не субъект, а человек — не объект, и книга не может вбить ему в голову свое содержание, как раз наоборот. Конечно, все в дело в той ментальной стратегии, которую человек использует для усваивания материала книги. Указанные свойства бумажной книги дают преимущество, но никак не заменят этой стратегии.
Я полагаю, что сверх-сверхцель усвоения прочитанной книги — использование усвоенной информации в жизни. Сверхцелью является сопоставление приведенной в ней информации с уже известной читателю (при этом). Целью чтения книги является ее усвоение, т. е. построение «карты» книги. Под «картой» я здесь подразумеваю понятие map, которое ввел Альфред Коржибский, а после оно попало в НЛП. Что такое карта книги? Грубо, в первом приближении, это структура, включающая в себя:
— понятия, содержащиеся в книге (базовые, а также те, которые для себя выделяет читатель), и их свойства;
— отношения между понятиями (как два понятия связаны друг с другом, какой характер этой связи);
— последовательность предъявления информации книгой.
Чем бумага кремний бьёт
В чем же преимущество указанных свойств бумажной книги перед электронным устройством для чтения?
1. Материальность книги позволяет быстро осуществлять навигацию по ней — возвращаться к тем фрагментам текста, которые позволяют проводить связь между понятиями, прояснять их характеристики и отношения между ними. Именно периодические возвраты от читаемого в настоящий момент текста к предыдущим позволяют связывать новую информацию с уже усвоенной, укреплять понятийный фундамент усвоенной информации, чтобы ставить на него новые строительные элементы.
2. Закладки и комментарии на полях, помимо навигационной роли, также свидетельствуют о начавшемся процессе активной работы с информацией. Любой комментарий — это либо связь с уже имеющейся у читателя информацией, либо «конденсация смысла», обобщение информации, прочитанной в книге. Комментарии на полях книги запускают процесс оформления усвоенных понятий, характеристик и связей в речь, их сознательное осмысление.
3. Последовательность физических страниц формирует отношение к материалу книги как к связанной последовательности изложения фактов или идей, которые описываются понятиями, их характеристиками и связями между ними.
Конечно, можно не менее эффективно извлекать и усваивать информацию из электронных книг. При прочих равных это означает: фиксацию на интересующей информации на бумаге (т. е. к книге понадобится и блокнот, лежащий рядом), построение блок-схем понятий и связей между ними. На мой взгляд, было бы эффективнее не возвращаться периодически к интересующим фрагментам текста, а переписывать их на бумагу. В таком случае и при таком ответственном отношении к материалу вряд ли можно говорить о преимуществе и удобстве электронных читалок перед бумажными книгами. (Но если вам недоступна книга в бумаге, то деваться некуда.)
Живое воображение для развлекательного чтения
Отдельно стоит упомянуть развлекательное чтение художественной литературы. Для выполнения этой задачи электронные читалки очень подходят. Что и говорить, на мой взгляд, нынешние устройства на базе 5-8-дюймовых дисплеев e-ink для этого и производятся. Принципиальная разница с научной литературой здесь такая. Текст художественной книги проще визуализировать, представить описываемые события воочию, т. к. такой текст использует много сенсорно-очевидных слов визуальной, аудиальной и кинестетической модальностей. Текст научного труда содержит множество терминов, которые запросто не визуализируешь. Чтобы ощутить разницу, попробуйте представить себе «дом из кирпича», «тихий голос», «пощипывание» . А потом — попробуйте представить (визуализировать, прочувствовать, услышать) понятия «абстрагирование», «сингулярность», «совесть», «сознание» — их придется выводить через другие понятия. Я уверен, натренированный ум, например, математика может визуализировать сложные абстракции на бумаге в виде блок-схем, или даже фигур в больше, чем трех измерениях. Но большинство из нас, читателей, не дошло до таких вершин разума.
Перспективы книг, перспективы мысли
Очевидно, потребность человечества в абстрактном мышлении не иссякнет. По крайней мере, если оно не спалит себя в ядерном огне. Наоборот, всеусложняющиеся условия жизни
ставят науку перед новыми вызовами, и, соответственно, потребность в абстрактном мышлении только увеличивается.
Так же очевидна тенденция к сокращению прибылей издательств и постепенному переходу на цифровую модель распространения книг, т. е. в форме файлов, которые можно прочесть на электронных устройствах. Это не проблема для художественной литературы. Это даже не проблема для научной литературы — это проблема для людей, работающих с ней. Здесь важно понимать, что указанный мной выше алгоритм работы с бумажной книгой — не «священная корова», на которую посягают производители дисплеев. Это всего лишь средство для достижения цели усвоения некоторой информации (и дальнейшей ее обработки и использования в жизни). Просто на данном этапе развития человека это средство кажется мне наиболее эффективным. Какие еще средства могут использоваться?
1. Выработка новых интерфейсов для обучения. В моем представлении это некоторое устройство виртуальной реальности с системой тактильной обратной связи (для задействования всех репсистем). Такой интерфейс будет предоставлять информацию пользователю не только в натуральном виде в ВАК, но и будет позволять создавать блок-схемы, многомерные абстракции — все в одной системе. Минусов вижу два:
— высокая стоимость устройств;
— изначальная заданность, ограниченность форм, в пределах которых можно будет манипулировать информацией и репрезентациями в такой системе виртуальной реальности. Грубо говоря — в отличии от собственного воображения, где можно будет представить символическую репрезентацию информации как угодно, программа будет диктовать свой фиксированный набор форм (параллелепипед, пирамида, сфера) с несколькими степенями свободы его корректирования. Это лучше, чем ничего. Но это запирает «простор воображения» в клетку форм, предоставляемых машиной.
2. Приспособить свое мышление к «плоским» визуальным интерфейсам, чтобы выполнять те же мышленческие задачи с той же эффективностью. Интересный вопрос, какую долю в таком приспособлении будут занимать эволюционные изменения мозга, а какую — интериоризация культурных интерфейсов. Минусы:
— если речь идет об эволюционных изменениях, то век плоских дисплеев наверняка закончится раньше, нежели чем эти изменения выработаются;
— если речь идет об изменениях культурных интерфейсов (которые будут интеориризированы), то следует над этими культурными интерфейсами работать, дабы преодолеть содержащуюся в них пресуппозицию «стирания знания на экране и заменой его новым» и внедрить пресуппозицию «связной последовательности знания» — это техническая задача, и она не из легких.
— опора лишь на визуальную репсистему — я уверен, что от «вычитания» кинестетики из процесса восприятия информации, человек только потеряет — как минимум потому что меньшая площадь (объем) мозга будут эту информацию обрабатывать; впрочем, проблема уменьшения роли кинестетической (и моторной) репсистемы в современном образовании и мышлении носит глобальный характер, и является темой отдельного эссе.
Заключение
Какие бы я доводы не приводил в этой статье, факт остается фактом: устройства для чтения существуют, будут продолжать существовать, и их количество будет приумножаться с каждым годом.
Хочу еще раз подчеркнуть основную мысль: электронные дисплеи это не плохо. Для целей развлекательного чтения они очень даже хороши. Однако для познания и усвоения информации лучше держать книгу в руках, переворачивать страницы, возвращаться к прочитанному тексту, делать закладки, писать на полях, обобщать, спорить с автором, делать выводы.
Все это можно делать и читая с электронного дисплея. Но готовьтесь к тому, что выписывать фрагменты, возвращаться назад к прочитанному, и снова писать свои выводы придется. (Есть те, кто может похвастаться: мне это не нужно. Если такой человек не лукавит, ему либо достался генетический подарок от родителей, либо он уже столько раз выполнял эту стратегию чтения, что она у него усвоилась, и все эти действия его нервная система выполняет во многом автоматически.)
Есть еще один вопрос, свой ответ на который я хочу озвучить. Вопрос таков: «Возможно ли для человека перейти от бумажной книги к плоскому дисплею без потери качества мышления?» Я считаю — невозможно, т. к. переход на плоские дисплеи влечет за собой отказ от кинестетической и моторной компоненты работы нервной системы в ситуации познания и усвоения. Не созерцание мира, а активное его познание с помощью собственных рук, а потом и инструментов, сделало наших далеких предков людьми, а людям — позволило преобразовывать мир вокруг нас. Обобщая, отказ от кинестетики в образовании может означать даже не возврат на предыдущий этап, а будет сродни ампутации некоего важного органа, типа руки. Разумеется, в ходе эволюции живые организмы не только обретают новые функции, но и, бывает, теряют старые. Некоторые организмы не усложняются, а упрощаются, ярким примером чего является паразит, у которого атрофировались большинство органов , кроме рта и пищеварительно-выводящей системы. Я считаю, что человеческому существу, особенно в период становления его мыслительных функций и привычек, нельзя упрощать свой опыт взаимодействия с объемными предметами окружающего мира до отказа от кинестетически-моторной стороны этого взаимодействия, от манипулирования ими. Бытие определяет сознание, и для своего ребенка я хочу, чтобы его сознание определялось взаимодействием с окружающим миром во всем разнообразии, а не с тем, что показывает плоский светящийся экран. И теми, кто на этот экран транслирует свой контент.
Tags: интериоризация, интерфейс, компьютерный век, репсистемы, чтение