1.7 Параллельная обработка и части
Идея частей является базовой для психотерапевтических техник и целей нейро-лингвистического программирования. По существу, часть это личина (в ориг. persona – социально наблюдаемое поведение человека, противопоставляемое «остальной личности» — Прим. переводчика), определяемая различными комбинациями ведущей и репрезентирующей систем, которая развивается из различных поведенческих реакций и программ, выработанных индивидом в разных контекстах и состояниях сознания. Сила части зависит от интенсивности, продолжительности и объединенности в единое целое запускающего её стимула окружающей среды, результирующей программы и состояния сознания.
Предрасположенность нервной системы к установлению полушарного доминирования и деление мозга на различные области мозга и системы по функциональному признаку также оказывает сильное влияние на формирование частей. Эти механизмы прогнозируют в некоторой степени независимую обработки одного и того же сенсорного стимула разными частями — будь они описаны в терминах полушарной активности или отдельных репрезентирующих систем. Эшби (1960) и Прибрам (1969) приводят сведения о том, как у организмов и искусственного разума по-разному взаимосвязанные механизмы обработки информации могут разъединяться и функционировать как отдельные каналы, когда части системы начинают контролироваться отдельными стимулами окружающей среды.
Один из результатов способности мозга параллельно обрабатывать информацию — возможная конкуренция между множественными поведенческими реакциями в ответ на один и тот же внешний стимул.
Например, когда нет передачи данных из одной репсистемы в другую, конкретный опыт может буквально выглядеть иначе, чем чувствоваться. Callaway (1969) интерпретирует некоторое шизофреническое поведение как результат интерференции, конфликта, вызванного рассогласованными реакциями на внешние стимулы, и попыток индивида справиться с этим конфликтом.
По причине кибернетической природы интерфейса нервной системы, в котором подобные конфликты происходят, их результаты не ограничиваются когнитивной активностью в рамках конкретных репсистем, но также их воздействие простирается на моторные реакции и даже на регуляцию автономной деятельности. Разум (процессы обработки в нервной системе) и тело являются частями одной и той же биологической системы. Активность в одной из них оказывает влияние на и подвержена влиянию со стороны другой (каждый, кто когда-либо переживал серьезный конфликт с самим собой, это понимает). Конфликты между частями могут прямо или косвенно оказывать влияние на активность в других нервных системах (путем синестезии), автономную работу желез внутренней секреции, химию тела, кровяное давление, дыхание, основной обмен веществ и даже на иммунную систему. Такие конфликты не обязательно прямо производят эти изменения, но любая активность не можем не оказывать некоторый эффект на остальную систему.
Для НЛП так называемые психосоматические болезни не происходят «только от ума», но являются результатом вполне реального взаимодействия между биологическими механизмами. И цель НЛП именно в том, чтобы определять и разрешать конфликты такой природы.
А. Неконгруэнтность
Несоответствие поведенческих реакций, вызванное конфликтующими частями, называется неконгруэнтностью. Части могут проявлять себя либо одновременно, либо последовательно. Примером последовательной неконгруэнтности может быть индивид, который говорит: «Я бы хотел пойти, но я и вправду чувствую необходимость остаться дома.»
Индивид с одновременной неконгруэнтностью сказал бы: «Я бы и вправду хотел пойти», но в то же время отрицательно качал бы головой.
Некоторые техники НЛП разработаны, чтобы сортировать и определять конфликтующие части последовательно: сначала сделать так, чтобы каждая реакция, запускаемая отдельно, была конгруэнтной; а затем одновременно заново интегрировать эти части таким путем, чтобы могла быть разрешена ситуация с конфликтующими реакциями.
Б. Неосознаваемые части (части бессознательного)
Из-за присущих сознанию ограничений, определенная часть может подавать более интенсивный сигнал в определенный момент времени, чем другая, хотя обе функционируют одновременно. Люди часто не осознают собственного поведения. Наиболее вероятно, что неосознаваемая часть является результатом работы наименее осознаваемой репсистемы. Часто наиболее привычное поведение запускается наименее осознаваемой системой.
Другой результат ограниченности сознания, когда ведущая система части (система, которая начинает запуск реакции) находится за пределами ее осознавания человеком. В таких случаях сознательный разум индивида обнаруживает, что он чувствует себя или реагирует определенным путем без осознавания, как он это делает и почему. Интуиция является примером репрезентации или реакции, которая диссоциирована от запускающей информации.
В НЛП не является необходимым давать человеку осознать все его поведение. Осознание определенно не является эквивалентом изменения. На деле, бессознательное поведение человека часто может быть использовано как крайне мощный инструмент для изменения.
В. Неадаптивные части
Как я отмечал ранее, адаптивные реакции на конкретный стимул в одном конктексте могут стать неадаптивными в другом контексте. Например, игнорирование определенного тона голоса в речи матери может быть весьма адаптивным в отношениях между родителем и ребенком.
Однако, ответ матери с помощью той же реакции на более поздних этапах вашей жизни, или такое же реагирование на тот же самый тон в речи вашей жены или мужа, может потерять адаптивную значимость в этом новом контексте. Постоянное переупорядочивание и переструктурирование поведенческих процессов относительно изменений в контексте является еще одной фундаментальной целью НЛП.
Tags: Roots of NLP, кибернетика, неконгруэнтность, репсистемы, Роберт Дилтс, часть