4.31 Якорение в действии

Вернуться к оглавлению

Далее следует транскрипт демонстрации якорения с семинара НЛП, проведенного одним из авторов («А»). Этот транскрипт иллюстрирует процесс и использование якорения. Доброволец будет обозначен как «С».

ТРАНСКРИПТ

А: Сейчас я хочу продемонстрировать якорение. Кто-нибудь хочет выйти и стать субъектом? Кто-нибудь, у кого пока не было опыта работы с якорями? (Вызвалась женщина из аудитории.) Ваше имя…?

С: Джен.

А: Спасибо, Джен. Сядь здесь, пожалуйста… Я хочу показать пару других вещей на этой демонстрации наряду с якорением. Одна из них — как использовать ваш сенсорный опыт для сбора информации и получения обратной связи. Я собираюсь шептать Джен на ухо и просто попросить ее подумать о двух разных опытах. Затем я заякорю их. Когда она думает о них, вы будете замечать одновременно тонкие и существенные изменения в текущем поведении Джен. Потому я хочу, чтобы вы настроили вашу сенсорную систему для того, чтобы наблюдать и слушать любые изменения, которые можно заметить в выражении лица Джен, ритме дыхания, мышечном тонусе, цвете кожи, позе тела и движениях глаз… Окей? (Шепчет в левое ухо.)

С: (Улыбается. Глаза поднимаются вверх и слегка вправо. На лице выступил легкий румянец. Дышит часто и поверхностно.) Угу … (Тональность высокая, голос немного мелодичный.)

А: (Аккуратно нажимает на левое плечо С) Окей … хорошо … Теперь все видели изменения на лице Джен … (Аудитория соглашается) Куда пошли ее глаза?

Мужчина: Я не видел.

А: (поворачивается к Джен) Джен, куда пошли твои глаза, когда ты думала об этом опыте?

С: А? … Ааа (глаза вверх) … Я не помню …

А: (смеется) Спасибо, Джен, ты сделала это хорошо … все видели это? … Для того, чтобы мой вопрос обрел для нее смысл, ей пришлось заново получить доступ к этому опыту, и ее глаза пошли в том же направлении… Что насчет дыхания … Где было локализовано ее дыхание?

Мужчина: Не могу точно сказать. Думаю, в груди.

А: Да, это правильно … Все слышали изменение тональности? (Аудитория соглашается.) Даже несмотря на то, что вы ничего не знаете о вербальном содержании опыта, о котором думала Джен, у вас есть много информации о том, что могло происходить … А теперь я хочу попробовать другой опыт. (Подходит с правого бока субъекта и шепчет в правое ухо.)

С: (Глаза смещаются вниз-влево. Лицо осунулось. Губы сжимаются. Зубы стиснуты. Дышит поверхностно. Кожа бледнеет Правой рукой касается лица.) … Мммммммм … (Тональность низкая, с придыханием. Громкость низкая.)

А: (Нажимает на правое плечо С) … Окей, хорошо … Теперь вы все можете видеть и слышать, что это вероятно совершенно отличный от первого опыт, правильно?

(Аудитория соглашается.)

А: Ее глаза пошли вниз-влево на этот раз, и ее дыхание радикально изменилось … Что по поводу ее тональности?

Женщина: Гораздо ниже.

А: … Цвет кожи?

Мужчина: Бледнее.

А: Правильно … Пока вы делали это, я пытался кинестетически заякорить два опыта Джен. Итак, я хочу, чтобы вы уделили ей внимание, когда я тестирую эти два якоря … (Поворачивается к С) Теперь, что вы испытываете, когда я делаю так? (Нажимает на левое плечо.)

С: (Смотрит то на свое плечо, то на лицо А, словно в замешательстве.) А? Ммммм… Ну, я чувствую вашу руку на моем плече.

А: (Смеется) Окей (Убирает руку) … Кто-нибудь здесь думает, что я успешно заякорил тот первый опыт? (Нет ответа.)

А: Нет … Правильно … Что бы произошло, если бы я заякорил успешно?

Мужчина: Она бы подумала об этом опыте снова.

А: Правильно … И вы бы смогли видеть и слышать те же изменения в ее поведении, которые имели место раньше. Вам нужно использовать вашу сенсорную систему для того, чтобы проверить и убедиться в том, что якоря работают … Итак … что я сейчас делаю? … Многие люди могут сказать: «Черт, якорение не работает» или … (Смех) «Боже, я сделал что-то не так» … но лучшее, что, я знаю, можно сделать, когда вы не получили желаемой реакции — запустить фазу операции снова … Наблюдайте … (Шепчет в левое ухо С.)

С: (Улыбается. Румянеет. Глаза смещаются вверх. Дыхание становится легче.) Ах-ха … (Тональность высокая, мелодичная.)

А: (Нажимает на левое плечо С.) Выглядит знакомо? (Смех.) (Аудитория соглашается.)

А: А теперь … (Подходит к правому боку С и шепчет ей в правое ухо.)

С: (Губы поджаты. Бледнеет. Глаза уходят вниз-влево. Вздыхает.) … Мммммм … (Тональность ниже, с придыханием.)

А: (Нажимает на правое плечо С) … Вы все должны быть способны распознать это … Как вы можете видеть, я просто повторил процесс еще раз. Теперь я собираюсь протестировать якоря снова … (Подходит к С слева и нажимает ей на левое плечо).

С: (Улыбается. На лице румянец. Глаза поднимаются вверх. Дыхание становится поверхностным.)

А: Что происходит?

С: Я начала думать об этом опыте. (Тональность высокая.)

А: А сейчас … (Подходит к С справа и нажимает на правое плечо.)

С: (Глаза смещаются вниз-влево. Губы сжимаются. Кожа бледнеет. Вздыхает.)

А: Что происходит сейчас?

С: Я думаю о другом опыте. (Голос ниже, темп медленнее.)

А: Окей, кажется, якоря сейчас работают. Но я собираюсь протестировать их еще несколько раз, чтобы убедиться. (Нажимает на левое плечо С)

С: (Улыбается. Поднимает глаза. И т.д.)

А: [К аудитории] Кстати, это только помогает подкрепить якоря. (Нажимает на правое плечо С.)

С: (Губы поджаты. Глаза смещаются вниз-влево, и т.д.)

А: Окей. (Нажимает на левое плечо С.)

С: (Улыбается. Поднимает глаза, и т.д.)

А: (Нажимает на правое плечо С.)

С: (Губы поджаты. Глаза вниз-влево, и т.д.)

А: [К С] Каковы твои ощущения от всего этого?

С: Удивительно … как будто … чувствую автоматически, когда вы прикасаетесь ко мне.

А: Окей, хорошо … Итак, все согласны с тем, что эти два переживания заякорены на прикосновение?

(Аудитория соглашается)

А: Все, что я на самом деле сделал, — просто использовал культурально установленные вербальные якоря — т. е. те слова, которые я шептал, — чтобы вызвать реакцию, которую я проверил и держал в памяти на протяжении всего процесса. Затем я установил другой якорь в другой системе — кинестетической, которая является противоположной по отношению к аудиальной… Якоря не схватились сразу, поэтому я повторял процесс, пока этого не произошло… Мы, конечно, делаем это все открыто и на сознательном уровне, т. к. это демонстрация; но это работает так же хорошо, даже порой более эффективно, если человек не знает, что происходит. Вы просто продолжайте соотносить якорь с реакцией… вы удивитесь, как быстро бессознательные людей схватывают это на лету… Теперь … я хочу показать вам как якоря можно устанавливать и в других репрезентирующих системах. Замечайте, что происходит, пока я делаю это. (Слегка повышает тональность, встает перед С и начинает тянуться к ее левому плечу.)

С: (Улыбается, глаза вверх и т.д.)

А: Вы заметите, что я так и не коснулся Джен, и все равно я догадываюсь, что я заякорил первый опыт … [обращается к Джен] Правильно?

С: (Улыбается) Да.

А: А теперь попробуем это (Понизил голос и замедлил темп. Тянется к правому плечу.)

С: (Глаза вниз-влево. Губы поджаты, и т.д.)

А: Как вы можете видеть, этот опыт тоже заякорен. Я и не дотрагивался до нее, но она все же видит, на какой опыт я указываю… На самом деле, могу поспорить, я могу заякорить их просто делая так. (Повышает высоту голоса и указывает на левое плечо.)

С: (Улыбается. Глаза вверх. И т.д.)

А: Видите, прямо как магия … (Смех) … и сейчас … (Снижает высоту голоса и указывает на правое плечо.)

С: (Глаза вниз-влево, губы поджаты, и т.д.)

А: Как насчет этого (Смотрит на левое плечо).

С: (Улыбается, глаза вверх, и т.д.)

А: И … (смотрит на правое плечо)

С: (Глаза вниз-влево, губы поджаты, и т.д.)

А: Я заякорил переживания кинестетически и визуально … и у меня есть другой якорь. Кто-нибудь знает, что это такое? (Повышает высоту голоса.)

С: (Улыбается. Смотрит вверх. И т.д.)

А: [к С] Правильно. Ваш бессознательный разум знает, по меньшей мере … А если я начну говорить так? (Снижает голос и темп.)

С: (Глаза вниз-влево. Губы поджаты, и т. д.) Я переживаю второй опыт.

А: Вы можете якорить с помощью тона, высоты, темпа вашего голоса точно так же, как и словами … Невербальное якорение может быть чрезвычайно сильным. Подумайте об этом немного … Мы якорим что-то все время с помощью изменений тона, выражения лица и жестов. Изменение выражения лица или вздох могут изменить ход беседы или переговоров полностью. На самом деле, скорее чаще, чем реже, вербальная часть нашей коммуникации менее важна или значима в общении. Больший смысл коммуникации придает то, как мы говорим или что мы делаем, когда говорим. Есть ли еще какие вопросы о якорях перед тем, как я продолжу демонстрировать как их использовать?

Мужчина: Да … Как долго существует якорь?

А: Я думаю, самый простой ответ — сказать, что якорь существует ровно столько, сколько он существует … Некоторые могут существовать пару дней, другие существуют года … даже на протяжении всей жизни. Подумайте о языке. Многие слова служат якорями на протяжении всей нашей жизни…

Человек, которого я не видел около четырех лет, позвонил мне и просил помочь с одной проблемой. Поскольку у меня был якорь на транс, который я установил годы назад, и когда он пришел ко мне, я усадил его и запустил якорь — бум — он ушел в транс стремительно…

Две главные вещи, которые определяют время существования якоря таковы: 1) уникальность стимула, который вы используете для якорения и 2) насколько хорошо вы устанавливаете связь между якорем и опытом. Например, людей постоянно трогают за плечи, поэтому те якоря, которые я установил с Джен, не так уж и уникальны и могут не просуществовать долгое время. Если бы я взял ее за левую мочку уха, связь была бы более уникальной и долговременной. Нажатие на плечо запустит репрезентации других событий, которые происходили, когда ее трогали там раньше.

Одна из причин, почему язык является такой мощной системой якорей, в том, что звуки, которые мы воспроизводим с помощью нашего голоса, имеют тонкие, но четкие различия. Мы знаем, что омонимы, слова, которые одинаково звучат, не являются прямыми якорями. Слова «лук» (растение), «лук» (оружие) и «луг» двусмысленны, они будут вызывать более, чем одну репрезентацию. Кинестетические и визуальные якоря делают то же самое. Прикосновение к чьем-то плечу или колену может запустить более, чем одну репрезентацию, потому что прикосновения могут случаться часто.

Еще одна вещь, которая влияет на уникальность, это контекст. Если я говорю «Я ходил по лугу», в этой фразе будет куда меньше двусмысленности по поводу того, на какую именно репрезентацию я ссылаюсь, потому что я поставил якорь «луг» в контекст. То же самое работает и с другими якорями. Например, пока она сидит перед группой людей и сидит в этой комнате, и я повышаю тональность голоса вот так (повышает тональность голоса) и использую вот такое выражение лица (улыбается) и тянусь к ней и прикасаюсь к левому плечу Джен так, чтобы она меня видела, я всегда получу ту реакцию, которая была заякорена сегодня. Если я встречу Джен на улице через три недели и начну говорить голосом в высокой тональности, я могу не получить полную реакцию, потому что она окажется под воздействием многих других якорей нового контекста. Впрочем, это можно будет изменить, если я нажму на ее плечо и использую такое выражение лица… Вот тогда я запущу якоря в трех основных ее репрезентирующих системах.

Кстати, всегда наилучшим выбором будет установка якорей во всех репрезентирующих системах. Это действительно делает вашу работу чистой … Мы называем это «резервированием» в НЛП. Т.к. вы устанавливаете якорь или кодируете вашу коммуникацию во всех репсистемах, это увеличивает ваши шансы на успех.

Также важно убеждаться в том, что связь между вашим якорем и реакцией — «чистая». Это имеет отношение к конгруэнтности. Например, если я пытаюсь заякорить определенный опыт у кого-то, но на протяжении всего процесса внутренний голос человека в фоновом режиме говорит «Что этот парень делает?» или «Это не сработает», тогда я также буду якорить этот голос. И неудивительно, если мое якорение не будет работать так, как этого хочу я. Именно поэтому важно использовать ваши сенсорные каналы для восприятия обратной связи, чтобы вы убеждались, что человек полностью и конгруэнтно переживает тот фотопль, который вы хотите заякорить.

Время установки также очень важно. Если вы хотите создать чистую, прочную связь, вам нужно установить якорь в то время, когда человек на самом деле переживает или заново переживает то состояние, которое вы хотите утилизировать. Главным образом, вам нужно якорить в тот момент, когда опыт или воспоминание достигло верхней точки или высшей интенсивности. Это удостоверит вас в том, что вы заякорили именно тот опыт, который хотели… Еще вопросы? (Вопросов не последовало)

А: Окей … Сейчас я хочу продемонстрировать один способ использования якорей … Когда я заякорил опыт, я всегда могу использовать этот якорь, для того, чтобы привнести опыт как ресурс в текущую ситуацию. Т.е. я могу привнести данный опыт в ситуацию, которая происходит прямо сейчас. У меня есть способность получать доступ к этому опыту как к ресурсу в любой ситуации, в какой я захочу. … Например, Джен, что ты испытываешь, когда я делаю так … (Нажимает на левое плечо и правое плечо одновременно.)

С: (Глаза уходят вверх, потом вниз-влево. Дышит поверхностно. Глаза двигаются то вверх, то вниз-вправо. Левая половина лица слегка морщится, она легко вздыхает, снова смотрит, то вверх, то вниз-влево и начинает едва заметно качать головой назад-вперед) … Я … ну … немного в замешательстве … похоже, что я беру это (показывает на левое плечо), совмещаю с этим, но я … оно очень сильное.

А: Джен только что запустила процесс, который мы называем «интеграция фотоплей». Запуская два якоря одновременно, или «схлопывая» якоря1, как мы говорим в НЛП, я действительно заставил две разные репрезентации, или фотопли, нейрологически совместиться в одном времени и пространстве. Это вынуждает создавать новый фотопль, который является комбинацией или интеграцией тех двух, которые сошлись вместе. Этим путем вы добавляете ресурсы к проблемному состоянию… Моя догадка такова: судя по реакции Джен на то, что я сделал, в данном случае ресурсы опыта, заякоренного здесь (указывает на левое плечо), были недостаточны для того, чтобы помочь Джен разрешить то, что происходило здесь (указывает на правое плечо). Это совсем не удивительно, поскольку это были всего лишь два переживания, которые я выбрал, и ресурсы не подходили для промблемного состояния … и я покажу вам, как это сделать через минуту…

Что я хотел продемонстрировать, схлопывая эти якоря, так это воздействие, которое они могут оказывать. Кто-нибудь может сказать, что здесь что-то происходило? … Для меня было очевидно, исходя из изменений в ее дыхании, асимметрии ее лица, движений глаз, и т. д., что Джен прошла через серьезную внутреннюю обработку репрезентаций. Большая часть этой обработки, вероятно, проходила на бессознательном уровне. Сознательно Джен испытала «замешательство», что, кстати, случается очень часто, когда вы интегрируете переживания. Она знала, что оба переживания некоторым образом сходились … но в конце она покачала головой, давая мне знак, что ей нужно было больше ресурсов для того, чтобы получить удовлетворяющую ее интеграцию … Сейчас, Джен, ты бы хотела иметь больше выборов в этом опыте (указывает на правое плечо), не так ли?

С: О да. Это мне и правда мешает.

А: [к аудитории] До настоящего момента никто из вас не знал ничего об этом опыте (указывает на правое плечо), но я ручаюсь, большинство из вас могло догадаться, что это мешало Джен.(Аудитория соглашается.)

А: Для того, чтобы я помог Джен получить больше выборов в данной ситуации, мне даже не нужно знать словесное описание ситуации, пока я имею доступ к сенсорному опыту. В НЛП мы называем такую работы — т. е. не зная содержания — «терапия секрета»2. Во многих ситуациях люди скромничают, нервничают или сопротивляются тому, чтобы раскрыть детали проблемы, или они буквально не могут описать детали проблемы словами, или они даже сознательно не знают их. Поскольку в нейролингвистическом программировании мы работаем с формой, мы можем обойти этот аспект, ведь в большинстве ситуаций мы не обеспокоены деталями содержания … Теперь я продолжу работать в этом направлении с Джен и покажу вам, что может быть сделано. Итак, чтобы демонстрация проходила проще, надо дать этому мешающему переживанию какое-нибудь безобидное, не относящееся к опыту название … например, какой-нибудь цвет … Каким цветом ты бы хотела обозначить это переживание, Джен?

С: Ммм … Желтый.

А: Окей, когда Джен «желтеет» (нажимает на правое плечо), ее дыхание, выражение лица, цвет кожи и т. д. меняются на то, что она делает сейчас … Конечно, «желтый» — это еще один вербальный якорь для этого опыта. Я только что соединил его с другими якорями, которые мы установили для этого опыта. Джен, каким цветом ты бы хотела назвать свои ресурсы?

С: Голубой.

А: «Голубой». Хорошо, назовем твои ресурсы «голубым» … Теперь я хочу показать вам как на уровне формы найти те ресурсы, которые нужны Джен, чтобы получить больше выбора в тех ситуациях, когда она «желтеет». Первое, что я хочу узнать, это в каком состоянии сознания она находится, когда она в состоянии «желтый»? И я собираюсь сделать это, просто спросив, к каким репрезентирующим системам у нее есть доступ в этом состоянии … У меня уже есть некоторая информации о том, какие репсистемы она использует. Что это за информация?

Женщина: Ее ключи доступа?

А: Да, очень хорошо. Когда Джен «желтеет», ее глаза устремлены вниз-влево, и это … ?

Мужчина: Внутренний диалог.

А: Правильно … внутренний диалог … хорошо. Тут кое-что еще. Вы вспомните, что она дышала поверхностно — животом — и что она упоминала что-то про чувства. Поэтому я могу поспорить, что здесь вовлечена кинестетика … Но проверим это у Джен … Джен, я хочу, чтобы ты сделала следующее: помести себя обратно в ту происходящую ситуацию, когда ты «желтела»? И я хочу задать о ней несколько вопросов, окей?

С: Окей.

А: Когда ты «желтеешь», насколько просто тебе видеть то, что происходит вокруг, вне тебя?

С: А … (Смотрит вверх-влево) не очень … Если бы я захотела, я бы видела их, мне кажется, но когда со мной происходит «желтый», я не смотрю на вещи вокруг меня.

А: (Нажимает на правое плечо С) Окей … Как насчет внутренних образов? Ты используешь воображение, формируешь образы в голове, когда ты в состоянии «желтый»?

С: А … (Смотрит вверх-влево, затем вниз-вправо) … Нет.

А: (Нажимает на правое плечо С) Правильно … Насколько хорошо ты слышишь что происходит вокруг тебя, когда ты в состоянии «желтый»? Ты слышишь, что говорят другие люди и каков их тон голоса?

С: (Смотрит вниз-влево, потом вверх) … Хммм…

А: (Смеется) Там ты этого не найдешь … это здесь (направляет глаза С прямо и налево) … [обращается к аудитории] Одна из вещей, которыми я сейчас занимаюсь, это наблюдение за ключами доступа Джен, чтобы убедиться: она получает доступ и проверяет нужную репрезентирующую систему, потому я могу быть уверен, что ее реакция конгруэнтна и правильна. Во многих случаях люди формируют образы, слышат голоса или получают ощущения, которых не осознают. Поэтому вы должны проверять их с помощью менее осознанных невербальных форм коммуникации … Вы, вероятно, заметили, что я активировал якорь каждый раз, когда она давала реакцию. Это помогает подкрепить якорь … Уже получила ответ, Джен?

С: Ну … Я слышу некоторые вещи, когда я слушаю их … но, в общем, немного.

А: (Нажимает на правое плечо С) Ок … Как насчет того, что происходит в твоей голове? Там много звуков, когда ты в состоянии «желтый»? Ты много с собой разговариваешь?

С: (Глаза пошли вниз-влево. Начинает кивать) … О да … много … я говорю себе разные вещи.

А: (Нажимает на правое плечо С) Ага … Окей, давайте перейдем к кинестетике. У тебя много тактильных ощущений? Таких как температура, ощущения на поверхности кожи, давление и другие?

С: (Глаза вверх, потом вниз-вправо) Мммм, нет … немного. Это интересно.

А: (Нажимает на правое плечо С) … Как насчет внутренних ощущений?

С: (Глаза вниз-влево, потом вниз-вправо) О да, их много (Голос очень низкий. Начинает напрягаться. С крепко сжимает левый кулак). Я в таком замешательстве … Я … (губы поджимаются, челюсти сжаты.)

А: (Нажимает на правое плечо С) Правильно … возвращайся … нет необходимости получать такой доступ … Что насчет запахов или вкусов? Ты осознаешь их?

С: Ммм… нет.

А: (Нажимает на правое плечо С) … Внутренние, вспоминаемые запахи или вкусы?

С: (Глаза вниз-влево) Нет.

А: (Нажимает на правое плечо С) … ОК … [обращается к аудитории] Теперь у нас есть эксплицитное описание того состояния сознания Джен, которое мы называем «желтый». Я размечу его визуально на доске, чтобы вы все смогли увидеть, что происходит … (Пишет на доске.)

«ЖЕЛТЫЙ»

Ve—?
Vi— O
Ae — ?
Ai — X
Ke — O
Ki — X
O — O

А: «Х» означает полный доступ к репрезентирующей системе. «О» означает отсутствие доступа или пренебрежимо малый доступ к репсистеме. И знак вопроса означает частичный доступ или сомнения в том, что человек имеет доступ к этой репсистеме … Эта диаграмма указывает мне на то, что у Джен нет доступа к большей части потенциальных ресурсов, когда она в состоянии «желтый», потому что эти системы выпадают — замечательно, что из всех систем лишь визуальная собирает информацию из внешних источников. Ее внутренний диалог и внутренние ощущения перекрывают все остальные репсистемы …

Причина, по которой у нас есть пять чувств, в том, что они все являются ресурсами и каждое из них может собирать информацию, которая недоступна другим чувствам. Мы можем слышать то, что мы не можем увидеть или почувствовать; мы можем видеть то, что мы не можем чувствовать, слышать или обонять; мы можем чувствовать то, что мы не можем видеть, слышать или обонять, и т. д. Есть много ситуаций, в которых мы не видим выхода, много ситуаций, в которых вы не сможете выбраться с помощью слушания и речи, в других ситуациях вы не сможете почувствовать, как из них выйти, и т.д.

Если вы хотите уметь эффективно разобраться с ситуацией, вам нужно получить доступ ко всем репрезентирующим системам … Потеря доступа к ресурсам органов чувств может быть главным препятствием к решению проблемы … Что я хочу сделать, так это помочь Джен получить доступ ко всем ресурсам в ее проблемном состоянии через активацию состояния, в котором она естественным образом имела доступ к тем репсистемам, к которым не имела доступа, когда была в состоянии «желтый» … К сожалению, обычно когда люди сталкиваются с проблемой, негативной или приводящей в замешательство ситуацией, негативные ощущения или внутренний диалог, или что-то еще запускают воспоминания о других негативных ситуациях или фотоплях, ассоциированных с плохим опытом, вместо того, чтобы переходить напрямую к ресурсам. Эти люди начинают проигрывать плохой опыт цикл за циклом, и это удерживает их от собственных ресурсов … [обращается к Джен] Итак, Джен, я хочу, чтобы ты сейчас сделала следующее: вспомни время, когда у тебя была вся твоя сила и все твои ресурсы. Вспомни время, когда ты была способна справиться со всем, чтоб бы ни возникло перед тобой.

С: (Глаза вниз-вправо, затем налево, затем вверх-вправо. Вытягивается из сгорбленной позы в ровную, плечи отводит назад. Дышит ровно и легко полной грудью. Широко улыбается. Лицо принимает румяный цвет.) Ага … (Тональность сильная, звучная)

А: (Нажимает на левое плечо) Теперь то, что я называю «голубой» … (смех) … В этом состоянии, Джен, которое мы называем «голубой», способна ли ты ясно видеть то ,что происходит вокруг тебя?

С: (Улыбается, глаза расфокусированы, кивает) О да, очень ясно.

А: (Нажимает на левое плечо С) Я так и думал. А что происходит в голове, ты можешь формировать ясные картинки в ней?

С: (Глаза вверх-вправо). Да … Но я не делаю это все время … только когда мне нужно подумать о чем-то или сложить что-то вместе.

А: (Нажимает на левое плечо С). ОК, хорошо … Как хорошо ты слышишь то, что происходит снаружи тебя, когда ты в «голубеешь»?

С: (Глаза параллельно полу, двигаются влево-вправо.) О, хорошо (кивает) … Я и правда осознаю, что другие люди говорят мне.

А: (Нажимает на левое плечо С) … Сейчас многие из вас могли заметить, что я использую тот же якорь, который использовал для другого ресурса, и который не был эффективен, когда мы схлопывали якоря раньше. То, что я сейчас делаю, мы называем «сложением» якорей в НЛП. Т.е. я формирую этот якорь как якорь для более чем одного ресурса. На этом полюсе я действительно формирую ресурс путем схлопывания вместе двух положительных переживаний … Конечно, вы можете складывать так много положительных якорей в один, сколько вам нужно … На самом деле, Джен, я бы хотел, чтобы ты мне помогала в этом, пока мы продолжаем. Что я хочу, чтобы ты сделала: когда ты получаешь доступ к информации, о которой я тебя спрашиваю, сжимай левую руку в кулак настолько крепко, насколько ты способна получить доступ к этому состоянию и информации целиком и полностью. И чем больше ты сжимаешь руку, тем больше ты получаешь доступ к ресурсам. Окей?

С: Сжимать свою руку так? (Сжимает левую руку в кулак.)

А: Да … так будет хорошо. Но помни — настолько крепко, насколько хорош доступ к переживанию, который ты получаешь … Теперь у меня есть еще парочка вопросов … У тебя есть внутренний диалог, когда ты в «голубеешь»?

С: (Глаза вниз-влево) … Ммм. Да … но он другой по сравнению с тем, когда я «желтая» … Когда я «голубая», он больше комментирует то, что происходит вокруг меня, нежели чем пытается сказать мне, что мне делать, когда я «желтая» … И внутренний диалог идет меньше времени. (Когда С говорит, она сжимает кулак крепче).

А: (Нажимает на плечо С) … Очень хорошо … Что насчет ощущений на поверхности тела? Ты ощущаешь что-нибудь телом?

С: (Глаза вниз-вправо. Дыхание смещается в область живота.) Да … Я обычно очень расслаблена … не напряжена … и я чувствую, что мое тело уравновешенно. (Сжимает кулак.)

А: (Нажимает на левое плечо С) … Правильно. Ты осознаешь внутренние ощущения, когда ты «голубая»?

С: (Глаза остаются внизу-вправо, улыбается.) О да … Я чувствую себя действительно уверенной и воодушевленной. (Сжимает кулак.)

А: (Нажимает на левое плечо С.) Где в своем теле ты это чувствуешь?

С: Прямо здесь. (Указывает на среднюю линию тела.)

А: (Нажимает на плечо С.) Окей, ты ощущаешь запах или вкус чего-то?

С: (Глаза ровно направо, затем вниз-влево, затем вверх.) … А … нет, я не думаю.

А: (Нажимает на левое плечо С.) Окей … Как насчет внутри. Ты вспоминаешь какие-либо запахи или вкусовые ощущения?

С: Из тех, что я осознаю — нет … (Сжимает кулак.)

А: (Нажимает на левое плечо С.) … Прекрасно. (обращается к аудитории) Как вы заметили, «голубое» состояние совершенно различно от «желтого».

(Аудитория соглашается).

А: Давайте посмотрим на эти различия. (Пишет на доске.)

А: В «голубом» больше ресурсов, которые закрыты в «желтом» … (С смеется) … Что?

С: Я пробую свой якорь (сжимает кулак) … Мне он нравится.

А: (Смеется.) Ну хорошо … Теперь мы дадим тебе шанс использовать его … Я бы хотел предложить тебе контекст в котором ты сможешь использовать этот якорь. У тебя есть конкретная ситуация или состояние, которое мы назвали «желтый», в котором, я хочу, чтобы у тебя было больше выборов. Твой текущий опыт «желтого» является очень ценным ресурсом для тебя, потому что он дает тебе знать, что тебе нужно «голубеть». И я хочу, чтобы ты сейчас сделала следующее: вернись во время и ситуацию, когда ты последний раз переживала «желтый», и поставь себя обратно в эту ситуацию, пока ты ни увидишь, ни услышишь и ни почувствуешь, то, что ты переживала тогда. (Нажимает на правое плечо.) Я хочу, чтобы ты представила себе, насколько эта ситуация отличалась бы, если бы ты могла привнести немного «голубого»в нее. (Нажимает на левое плечо.) И пока ты делаешь это, я бы хотел, чтобы ты сжала свой кулак настолько, насколько тебе нужно быть способной совершать те изменения, которые тебе нужно сделать.

С: (Сжимает кулак. Садится ровно. Делает глубокий вздох. Глаза двигаются по траектории: вниз-влево — вниз-вправо — вверх-вправо. К коже приливает легкий румянец. Улыбается и начинает кивать головой вверх-вниз.) … О да … Теперь яснее … (Глаза смотрят прямо, но остаются расфокусированными) … (Глаза С становятся влажными) … Это очень сильно.

А: Удовлетворена?

С: О да … (кивает) … Меня продолжает осенять (глаза двигаются вверх-влево) — приходят в голову все новые вещи, которые я могу сделать.

А: Хорошо. Я удовлетворен, что она изменила все репрезентирующие системы. Я наблюдал за ее ключами. А что насчет остальных? Ваш сенсорный опыт подтверждает это? (Аудитория соглашается.)

А: Каждый хороший инженер, конечно, делает черновики перед тем, как начать работу над проектом. Что мы сделали здесь, т.е. перепрограммировали опыт желтого у Джен, является простой формой поведенческой инженерии. Теперь я хочу, чтобы Джен сделал следующее — создала детальный черновик, зарисовку того, как ее опыт изменится, когда она в следующий раз столкнется с ситуацией желтого. Насколько ее определенные действия будут отличаться от прежних. Это называется «проход в будущее» в НЛП … Если у вас есть много времени и вы не делаете скрытое программирование, вы можете углубиться в детали с клиентом. Это можно сделать посредством дискуссии, ролевой игры, управляемой фантазии … любыми путями, которые вам доступны. Я же хочу, чтобы Джен сейчас заполнила новый опыт подробностями, используя собственное воображение, а я буду использовать своей сенсорный опыт и воспринимать ее невербальное поведение, чтобы убедиться: на уровне формы все части на своих местах. Помните: поскольку ваши внутренние репрезентации разделяют ту же нейрологию, что и репрезентации, поступающие от внешних источников, такое проектирование может быть настолько же основательным, как и реальные действия … Джен, ты можешь подумать о ситуации в ближайшем будущем, когда ты столкнешься с «желтым» снова?

С: (Губы сжаты, тряутся.) О да … На самом деле, действительно скоро.

А: Окей … я хочу, чтобы ты сделала следующее: представь, настолько детально, насколько возможно (нажимает на правое плечо С), что это могут быть за обстоятельства … и как ты сможешь вести себя иначе (нажимает на левое плечо) в грядущей ситуации … Сожми кулак настолько, насколько это тебе нужно.

С: (Глубокий вдох, сжимает кулак, принимает нужное положение тела. Глаза двигаются по траектории: вниз-влево — вверх-влево — вниз-вправо — вверх-вправо. Улыбается и кивает.) Мммм … Да.

А: Хорошо … Теперь, ты думаешь, ты сможешь сделать это сама — повторить весь процесс в любое время, когда тебе это понадобится, и использовать якорь на ресурс?

С: (Улыбается и кивает.) Да.

А: Великолепно … Кстати, некоторые из вас могли заметить, что я сделал небольшую хитрость, когда устанавливал ресурсный якорь для Джен. Многие ли из вас заметили, что когда Джен говорила о чувстве замешательства во время «желтой» ситуации, она сжимала левую руку в кулак? (Аудитория соглашается.)

А: Используя этот встречающийся в естественных условиях жест как ресурсный якорь, я сформировал мощный запасной якорь. Поэтому, если по какой-то причине проход в будущее у Джен не будет успешным, и она зациклится в «желтом» снова, на некотором этапе она, вероятно, начнет сжимать кулак естественным образом и бессознательно. Но поскольку это действие запрограммировано как якорь на ресурсы, оно будет автоматически запускать процесс доступа к ресурсам … Есть какие-либо вопросы перед тем, как мы пойдем дальше?

Женщина: Да … Что происходит с якорями сейчас?

А: Это хороший вопрос … Когда вы схлопываете два якоря, они, и опыт, который они извлекают, главным образом, становятся запускающими якорями друг для друга. Они «интегрированы». Итак, Джен знает, на какой опыт я ссылаюсь, когда я понижаю свой голос (понижает голос) и прикасаюсь к ее правому плечу. Но этот фотопль изменился … Что же происходит, Джен, когда я делаю так? (Касается ее правого плеча.)

С: (Глаза идут вниз-влево, затем вниз-вправо и вправо.) Ну … Я думаю о «желтом» опыте, но я также думаю о том, насколько он сейчас отличается … Он намного удобнее сейчас. Я не чувствую себя плохо по этому поводу сейчас.

А: Метафора, которую мне нравится использовать для того, чтобы объяснить этот процесс, и которая, вероятно, является физиологическим обоснованием интеграции, это реакция единичной клетки мозга на стимулы, воздействующие на нее одновременно. Я, пожалуй, представлю этот процесс визуально, чтобы его легче было отследить … (Пишет на доске.)

А: Группа неврологов изучала реакции единичных клеток мозга на внешние стимулы, используя микроэлектроды, и открыла нечто, похожее этот рисунок. Когда они воздействовали стимулом «А», они записали определенную реакцию, запущенную в этой клетке. Допустим, этот паттерн выглядит как волна (1), которую я изобразил на доске. Стимул «А» может быть тоном, вспышкой света, прикосновением, и т. д. … Один из путей, которыми можно думать об этом, таков: стимул «А» является якорем для формы волны (1) … Когда ученые воздействовали стимулом «Б», они получили запуск паттерна (2) в той же самой клетке … Итак, эта клетке имела две разных реакции на разные стимулы, или же якоря. Затем они воздействовали на клетку двумя стимулами одновременно. Они запустили паттерн (3), который является комбинацией двух предыдущих паттернов (1) и (2). И, что интересно, впоследствии, когда они воздействовали либо стимулом «А», либо стимулом «Б» снова, они получали третий паттерн (3) … Это мое понимание того, что происходит с якорями, когда вы их схлопываете …

Это не значит, что Джен никогда не будет в замешательстве снова. Она будет способна получать доступ к этому состоянию и настраивая свое физиологическое состояние с ключами доступа, и заякорив это состояние на что-то еще. Мы вероятно смогли бы заякорить это состояние на том же месте, если бы мы изменили контекст. … Схлопывание якорей не заберет у Джен способность быть в замешательстве, схлопывание якорей просто даст ей еще один выбор. Замешательство это важный ресурс. Способность быть расстроенным или злым так же важна, как и способность быть счастливым или уверенным. Каждая из них дает нам важную информацию о том, что происходит. Лишь то, что мы делаем с данной информацией в конечном итоге делает ту или иную способность позитивной или негативной для нас … Кстати, Джен, ты можешь вернуться на свое место сейчас. (С возвращается на свое место.) Мы используем этот же паттерн — сложение ресурсов и проблемного состояния — с некоторыми изменениями, для того, чтобы помочь учащимся преодолеть «ограничения», чтобы помочь людям с фобиями, или чтобы помочь атлетам преодолеть спады или справиться с психическим истощением. Мы используем его для того, чтобы помочь директорам компаний решать как личные, так и корпоративные проблемы. Это простой, но мощный паттерн — добавление ресурсов к проблемному состоянию … В некоторых случах, где нужен конкретный результат, мы сперва делаем набросок, эскиз желаемого состояния, и, конечно же, якорим его, так, чтобы мы потом могли использовать его как способ выбирания уместного ресурса, к которому нужно получить доступ … Этот простой процесс якорения может улучшить вашу способность делать разные вещи и помогать другим их делать, независимо от того, что конкретно вы будете делать …

Как мы заметили в начале этого транскрипта, то пример одного из вариантов использования процесса якорения. Мы будем рассказывать про другие варианты на протяжении оставшейся части книги — особенно в разделе Инсталляция.

Якоря и ключи доступа будут основными вашими инструментами при утилизации стратегий. Они предоставляют способность систематически запускать нужные репрезентации в нужном месте стратегии. Перед тем, как вы перейдете к оставшейся части книги, мы приглашаем вас подумать об опыте, многих опытах, которые вы пережили, которые были заякорены с помощью: определенного тона голоса, слов, выражений лица, прикосновений, и т.д., и эти якоря запускали у вас мощные и неуловимые переживания. Также рассмотрите те пути, с помощью которых вы, возможно, не желая того, заякорили переживания других людей: когда вы сказали что-то или сделали что-то, вызвавшее реакцию другого человека, которую вы не ожидали. Вероятно, у вас был опыт, когда кто-то проявил теплое к вам отношение просто потому что вы выглядели или звучали похоже на родственника или друга этого человека, и это вызвало у него ощущения близости. Или, возможно, вы выработали особую поговорку, выражение лица или жест, с помощью которого вы всегда можете вызвать улыбку или смех у того, кого вы знаете.

Слова «В лесу родилась …» вероятно будут якорем для слова «елочка» для многих из вас — равно как и якорем для мелодии, которая сопровождает этот стишок.

Перед тем, как продолжить, попробуйте следующие простые упражнения, которые помогут вам для начала получить некоторый сознательный навык якорения:

УПРАЖНЕНИЕ А — Установка якоря на себе.

This exercise is designed to give you a personal feel for the process of anchoring and to help you distinguish between various states of consciousness in yourself. This is essentially an exercise in biofeedback — where the feedback comes from your own sensory channels.

Это упражнение разработано для того, чтобы дать вам личный опыт процесса якорения и помочь вам различать свои состояния сознания. Главным образом, эти упражнения основаны на биоообратной связи, где обратная связь поступает от ваших же сенсорных каналов.

ЧАСТЬ I — Якорь на «аптайм».

Шаг 1. Найдите место, в помещении или снаружи, где вы можете сидеть или ходить некоторое время и наслаждаться окружающим вас миром.

Шаг 2. Пока вы осматриваете окружающее пространство, фокусируйтесь и настраивайте осознавание внешнего окружающего мира в каждой из ваших репрезентирующих систем:

  1. наблюдайте за окружением — используйте и панорамное, и сфокусированное зрение, воспринимая различные объекты, цвета и движения в окружающем вас мире;
  2. чувствуйте температуру воздуха, ощущения от одежды, форму и твердость объектов из вашего окружения, ощущения на поверхности вашей кожи и в глубине ваших мышц, пока вы сидите или двигайтесь через окружающий вас мир;
  3. слушайте различия в тональности и месторасположении источников различных звуков, которые вас окружают — и слушайте изменения в вашем дыхании, высоту и темп любых голосов вокруг вас;
  4. чувствуйте запах воздуха и объектов вокруг вас — замечайте запахи поострее и те, которые более утонченные, и, если желаете, замечайте любые изменения в ощущениях вкуса во рту.

Когда вы получите доступ к каждой из этих систем, вы можете закрывать другие каналы — закрывая глаза, используя беруши или затыкая нос в различных сочетаниях. Убедитесь в том, что у вас есть доступ к каждой системе настолько полно, насколько это возможно без внутреннего диалога, внутренних образов или ощущений.

Шаг 3. Правой рукой возьмитесь за левое запястье. Как только вы, по вашим оценкам, получили доступ последовательно к каждой из систем, сожмите запястье — настолько крепко, насколько полно вы способны получить доступ к сенсорному каналу, который вы используете. Чем более четко вы можете увидеть, услышать, почувствовать, обонять окружающий вас мир, тем сильнее сжимайте правое запястье.

Шаг 4. Начинайте настраивать все репсистемы одновременно так, чтобы ваше внимание было целиком сфокусировано вовне через ваши сенсорные каналы. Сожмите ваше запястье настолько крепко, насколько успешно вы это смогли сделать.

Шаг 5. Продолжайте повторять процесс, пока простого сжатия вашего запястья не будет достаточно для того, чтобы ваше внимание автоматически обращалось вовне к окружающему миру без какого-либо сознательного усилия.

ЧАСТЬ II – Якорь на «даунтайм».

Шаг 1. Найдите место, где вы можете сесть или лечь и быть наедине с собой.

Шаг 2. Обратите свое внимание внутрь и получайте доступ к внутреннему опыту в каждой из ваших репсистем:

  1. Слушайте внутренние голоса, диалоги, мелодии или звуки в голове. Составляйте мелодии и беседы, и вспоминайте те вещи, которые вы уже слышали.
  2. Смотрите вашим внутренним взором на ситуации и детали объектов и событий, которые вы воображаете и которые вы уже видели раньше.
  3. Почувствуйте внутренние ощущения. Уделяйте внимание сходству и разнице между эмоциональными и висцеральными телесными ощущениями и воспоминаниями тех вещей, которые вы чувствовали руками и кожей. Представьте, каковы будут ощущения от придуманных вами событий и вещей.
  4. В вашем воображении почувствуйте запах и вкус тех предметов и мест, которые вы помните и которые вы придумали.

И снова, получайте доступ к каждой системе отдельно от других и настолько полно, насколько возможно. Вы можете попробовать выполнить простую задачу — представить, что вы встаете с того места, где сейчас сидите и открываете дверь, задействуя последовательно каждую систему. Т.е. сначала вообразите визуально, что вы открываете дверь, затем вернитесь обратно и проговорите, как вы это делаете, или услышьте внутренним слухом сопровождающие это действие звуки; затем пройдите через ощущения от каждого действия, и т.д.

Многие из вас, вероятно, заметят, что в ходе этого упражнения и Части I книги, вы можете получать доступ к отдельным репсистемам с различной степенью легкости — для вас может быть проще почувствовать ощущения, чем настраиваться на внутренний диалог, или создавать внутренние образы, и наоборот. Воспринимайте это как обратную связь, сообщающую вам, какие системы вам нужно развивать, расширять или упражнять.

Шаг 3. Сложите руки вместе. Когда, по вашим оценкам, вы сможете получить доступ к каждой репсистеме настолько полно, насколько вы можете, сожмите руки вместе — настолько плотно, насколько можете, чтобы полностью получить доступ к данной системе.

Шаг 4. Начинайте получать доступ к внутренней части опыта всех репсистем одновременно (вы можете приложить все ваши чувства, сосредоточившись на одном переживании, или настроить каждую систему на разный опыт — видеть один предмет, говорить с собой о чем-то втором, чувствовать что-то третье, и обонять нечто, вообще не имеющее отношение к этим трем переживаниям.) Сожмите руки вместе настолько плотно, насколько успешно вы можете это сделать.

Шаг 5. Повторяйте процесс, пока вам не надо будет всего лишь сжать руки вместе для того, чтобы фокус вашего внимания автоматически обратился внутрь вас безо всяких усилий со стороны сознания.

Пока вы выполняете это упражнение, обращайте внимание на ключи и различия, которые позволяют вам получать доступ к репсистемам и делать различия как между ними, так и между создаваемыми вами состояниями. Эти якоря очень ценны для вас, т. к. они будут давать вам быстрый доступ к полному сенсорному опыту внешней ориентации для сбора информации (т. е. «аптайм»); и к полному богатству внутреннего опыта для обработки информации («даунтайм»).

Вы также можете захотеть установить таким путем якоря для других состояний и переживаний, таких как расслабление, творчество, мотивация и т. д. Этот паттерн выполняется при любом процессе биообратной связи. Берется и определяется конкретное состояние. Когда человек получает доступ к состоянию, ему дается обратная связь через определенный стимул — насколько крепко сжат кулак в данном случае (Ke); это делается также через тональность (Ae), или интенсивность света \ цвета или положение руки на круговой шкале (Ve) в других процессах биообратной связи. Спустя некоторое время стимул обратной связи и целевое состояние ассоциируются один с другим (стимул становится якорем для состояния), так что простое предоставление стимула обратной связи вызывает развитие целевого состояния.

Вы также можете захотеть поэкспериментировать с внутренними якорями. Например, если вы хотите легко получать доступ к состоянию расслабления каждый раз, вы можете начать с того, чтобы ярко видеть внутренним взором некий цвет. Позволяйте своему телу расслабляться насколько возможно, снижая темп дыхания и расслабляя напряженные мышцы. Когда вы достигнете желаемого состояния, наблюдайте за тем, как представляемый вами цвет изменяется на цвет, наиболее иллюстрирующий данное состояние (например, с оранжевого на синий). Вы также можете позволить цвету изменить расположение (наблюдайте, как цвет, изменяясь, просачивается в желудок). Практикуйтесь, пока вы не сможете получать доступ к состоянию расслабления просто представляя себе цвет. И затем, когда вы заметите, что вы напряжены или испытываете беспокойство, и хотите иметь выбор в данных условиях, все, что вам нужно сделать, — это просто закрыть глаза на миг, глубоко вдохнуть и представить себе нужный цвет, и это даст вам доступ к желаемому состоянию.

Многие формы медитации включают в себя аудиальное якорение, например, мантры и напевы, для получения доступа к состояниям даунтайма или расслабления. Слова или звуки повторяются, когда человек входит в состояние. Позже, повторение звуков легко запустит намеченное состояние.

Кстати, когда вы захотите перепрограммировать или «избавиться» от любых сформированных якорей, все, что вам нужно сделать, это схлопнуть один якорь с другим якорем или опытом. Например, вы можете сжимать ваше запястье одновременно либо с запуском какого-нибудь другого якоря, либо с пребывать в другом состоянии. Однако, помните: когда вы запускаете якорь, который хотите перепрограммировать, это также повлияет на ваш текущий опыт, поэтому когда вы перепрограммируете себя, удостоверьтесь в том, что выбрали якоря, состояния и\или переживания равной интенсивности и силы по сравнению с тем якорем, который вы изменяете.

Если вы желаете усилить якорь, удостоверьтесь в том, что вы выбрали достаточно автономный стимул, и он не будет случайно запущен и интегрирован с другими.

УПРАЖНЕНИЕ Б — Схлопывание якорей другого человека.

Это упражнение поможет вам получить ощущение сознательного использования якорения с другими лицами.

Шаг 1. Сядьте с кем-нибудь, с кем вам может быть комфортно, и попросите его рассказать вам о той ситуации и времени, где и когда он был особенно полон ресурсов, уверенным и твореским.

Шаг 2. Когда человек вспоминает и излагает свой опыт, дотянитесь и кинестетически заякорите его, положив левую руку на его правое колено. Используйте собственные сенсорные способности как обратную связь, удостоверьтесь, что вы касаетесь колена этого человека только тогда, когда он получает доступ к тому опыту, который описывает.

Шаг 3 (дополнительно). Получите полный фотопль данного опыта, проведя человека через каждую из сенсорных систем, фокусируясь как на внутренних, так и на внешних репрезентациях, выясняя, какие из ни функционируют в данном состоянии. Например:

Что вы чувствуете внутри, когда находитесь в этом состоянии? (Ki)
Ощущаете что-нибудь на поверхности тела? (Ke)
Чем (грудью, животом и т. д.) и как часто вы дышите, когда вы в этом состоянии? (Kc)
У вас есть внутренний диалог? (Aid)
Насколько хорошо вы слышите то, что происходит вокруг вас? (Ae)
Как звучит ваш голос, когда вы находитесь в этом состоянии? (Aet)
Вы ясно видите то, что происходит вокруг вас? (Ve)
Вы видите что-нибудь внутренним взором? (Vi)
Вы чувствуете какие-либо запахи в этом состоянии? (Oe)
Вы вспоминаете какие-либо запахи или вкусы? (Oi)

Используйте ваш сенсорный опыт, чтобы убедиться — человек проверяет каждую из этих систем, и калибруйте, весь ли опыт, к которому получает доступ человек, одинаковой интенсивности. Когда человек получает доступ к части опыта, якорите каждую часть через прикосновение к левому колену. Таким образом вы заякорите весь фотопль. Мы можем записать это следующим образом:

1 → <Ae,i1 , Ve,i1 , Ke,i1 , Oe,i1>

Запись показывает, что якорь номер один, «∮1», запускает состояние номер один.

Шаг 4. Продолжайте проверку и подкрепляйте якорь, пока вы не убедитесь в том, что якорь сформирован основательно. Необязательно, чтобы человек сознательно знал, что вы делаете, для того, чтобы якорение было эффективным. Равным образом, осознавание человеком того, что вы делаете, не повлияет на процесс, если, конечно, не будет удерживать его от получения доступа к нужной вам информации. Говорить ли человеку, что вы делаете, — решать только вам. (Возможно, вы пожелаете, чтобы человек установил якорь на ресурс самостоятельно.)

Шаг 5. Затем, спросите человека, есть ли такая ситуация или задача, в которой он обычно находит себя неэффективным или ограниченным. Когда человек рассказывает про ситуацию, якорите ее, дотрагиваясь правой рукой до левого колена человека. Опять же, используйте ваш сенсорный опыт, чтобы убедиться — вы якорите в нужное время.

Шаг 6 (дополнительно). Повторите процесс получения полного фотопля репрезентаций второго состояния, якоря каждую извлекаемую и наблюдаемую вами часть фотопля. Так, у вас будет якорь для проблемного состояния:

2 → <Ae,i2 , Ve,i2 , Ke,i2 , Oe,i2>

Шаг 7. Проверяйте и подкрепляйте якорь, пока вы не удостоверитесь в том, что он основательно сформирован.

Шаг 8. Дотянитесь до человека обеими руками и запустите оба якоря одновременно. Это принудительно совместит два паттерна поведения (которые репрезентируются двумя фотоплями) на уровне нейрологии во времени и пространстве так, что сформируется третий фотопль (или иногда ряд фотоплей), которые интегрирует два других. Ресурсный опыт будет совмещен с неэффективным опытом так, что для человека будет обычным делом спонтанно создавать новые поведенческие выборы в той ситуации, которая ранее была проблемной.

Мы можем записать этот процесс интеграции следующим образом:

1+∮2 → <Ae,i(1*2) , Ve,i(1*2) , Ke,i(1*2) , Oe,i(1*2)>

Здесь показано как при одновременном запуске двух якорей, фотопли объединяются, порождая третий. Звездой «*» обозначается функция объединения сенсорных параметров двух состояний. Конечно, способ объединения их — не просто сложение. Он будет зависеть от силы и содержания репрезентаций и нейрологических особенностей каждого человека.

Это упражнение включает в себя использование тактильных якорей. Мы предлагаем вам также провести это упражнение с другим человеком (или с тем же, но на другую тему), используя визуальные, аудиальные и олфакторные якоря. Вы можете создавать эти якоря своим поведением, жестами, изменениями тональности и темпа, и также использовать любые другие доступные стимулы.

Например, вы можете использовать экстракт миндаля и ванили как олфакторные якоря. Используя визуальные якоря, вы можете проинструктировать человека, чтобы он согнул пополам лист бумаги и на одной стороне нарисовал картинку, репрезентирующую его в проблемном состоянии. Те типы вопросов, которые мы перечислили раньше, задаются для того, чтобы извлекаемая полная репрезентация якорилась на рисунок. Затем, пусть человек перевернет половинку страницы и нарисует картинку, репрезентирующую ресурсное состояние, и снова извлеките полную репрезентацию. Наконец, пусть человек развернет бумагу так, чтобы видеть две стороны одновременно. Так, используя визуальные якоря, вы получите тот же результат, какой получили бы от одновременной активации двух кинестетических якорей.

Тот же самый процесс можно провести, если попросить человека выбрать две песни или музыкальных произведения, репрезентирующих два состояния. В то время, когда играет одна из песен, нужно произвести полное извлечение репрезентации, то же сделать со второй, а затем проиграть две песни одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ В — Создание опыта через якорение:

Тем же путем, которым мы интегрируем фотопли через якорение, различные репрезентации из совершенно разных фотоплей могут быть заякорены вместе, чтобы создать новый фотопль. Поскольку внутренне генерируемый опыт использует те же нейронные пути, что и внешне генерируемый или «действительный» опыт, создание фотоплей данным путем может быть так же эффективно, как если бы человек «на самом деле» пережил этот опыт.

В данном процессе внешние сенсорные параметры одного фотопля (определение внешнего контекста опыта) обычно связано с внутренне генерируемыми репрезентациями (создание внутренней реакции для человека) другого фотопля.

Шаг 1. Сядьте с человеком и спросите его, есть ли такая ситуация в его жизни, в которой он постоянно оказывается, и в которой ему неудобно, но он хотел бы иметь другой выбор — наслаждаться ситуацией.

Шаг 2. Когда человек описывает ситуация, дотянитесь и дотроньтесь до его левого колена только тогда, когда он описывает внешние аспекты этой ситуации. Задавайте вопросы о внешнем контексте ситуации — как ситуация выглядит, звучит, как пахнет и как в ней чувствуется, в терминах внешних по отношению к человеку воздействий — и якорите их. Мы назовем эту ситуацию «1». Этот процесс можно записать так:

<Ai,e1 , Vi,e1 , Ki,e1 , Oi,e1> → ∮1 <Ae1 , Ve1 , Ke1 , Oe1>

Шаг 3. Попросите человека описать нечто, что ему нравится. Якорите только те репрезентации, которые указывают на внутренние реакции человека — дотрагивайтесь рукой до его правого колена. Задавайте вопросы о внутреннем диалоге, образах, ощущениях, звуках, запахах, и якорите каждый из них соответственно. Мы можем изобразить это так:

<Ai,e2 , Vi,e2 , Ki,e2 , Oi,e2> → ∮2 <Ai2 , Vi2 , Ki2 , Oi2>

Шаг 4. Одновременно запустите якорь внешних репрезентаций того контекста, который человека не устраивает, и якорь внутренних реакций на ситуацию, в которой человеку нравится. Это приведет к образованию пар репрезентаций — внешние репрезентации будут вызывать те внутренние репрезентации, которые нравятся человеку. Если человек воссоздал внешние обстоятельства достаточно точно, то когда он или она вернется в ту ситуацию, она также будет служить как триггер на запуск реакции, которая нравится. Это можно изобразить так:

1+∮2 → <Ae1, Ai2 , Ve1 , Vi2 , Ke1 , Ki2 , Oe1, Oi2>

В качестве дополнительной меры, вы можете попросить человека вообразить, на что будет похоже, когда он будет способен радоваться себе в той конкретной ситуации, — и при этом одновременно активировать якоря. Вы также можете попросить человека подумать о ближайшем случае, когда в будущем он столкнется с этой ситуацией, и при этом, нажав оба якоря, попросить его описать, как в данном случае изменятся его переживания. Такой процесс называется «проход в будущее» и помогает гарантировать привязку реакции к соответствующим стимулам.

ЗАМЕТЬТЕ: Очевидно, что некоторые из тех репрезентаций, где мы проставили надстрочный индекс «е» в рассмотренных фотоплях, на самом деле будут скорее внутренне генерируемыми воспоминаниями в момент, когда мы их извлекаем, нежели чем внешними событиями в контексте, окружающем человека. Мы использовали надстрочный индекс «е», чтобы установить разницу между внутренними и внешними репрезентациями в рассматриваемых контексте и состоянии, и это очень важная информация. Конечно, можно избежать возможных наложений, попросив человека воспроизвести эффект опыта в текущем контексте до того, как вы заякорите его. Например, вы можете спросить: «Вы видите меня так же ясно, как вы видели другого человека в ситуации, о которой мы сейчас говорим?»

Вернуться к оглавлению

Примечания

1. В оригинале «collapsing anchors», «коллапс якорей». — Прим. переводчика.

2. В оригинале употребляется термин «secret therapy». В русскоязычной литературе по НЛП этот термин переводится обычно как «тайная терапия». Однако, на мой взгляд, существительное secret здесь обозначает не качество терапии, а объект терапии. Разница такова:
«Секретная» терапия — проводится неявно, без ведома пациента, и сам факт терапии сохраняется в секрете в таком случае.
Терапия «секрета» — это явная, открытая терапия того, что сам клиент предпочитает в секрете.
Исходя из контекста, приведенного в настоящей книге, а также описаний подобной терапии в других книгах Бэндлера и Гриндера, можно сделать вывод, что под словосочетанием secret therapy подразумевается именно второе значение. — Прим. переводчика.

Tags: , , , , ,

3 комментария to “4.31 Якорение в действии”

  1. asdf_files:

    Великолепная работа по переводу. Спасибо!

  2. Клевцов Дмитрий, психотерапевт:

    О термине «нейро-лингвистический».

    Термин «нейролингвистика»—предложил видный российский психолог-физиолог А.Р.Лурия—для той области знания, которая находится на стыке лингвистики, патопсихологии и неврологии. Впервые на русском языке, термин был употреблен в 1968 г., после чего быстро распространился. Однако еще в 1964 г. термин «нейролингвистический» встречается в совместной работе группы французских психологов-афазиологов (Dubois, 1964).
    Ученик и сотрудник Л.С.Выготского Александр Романович Лурия внес фундаментальный вклад в диагностику, исследование и восстановление различных видов афазий—речевых нарушений центрально-мозгового происхождения, связанных с разрушением (из-за инсульта, травмы, опухоли) различных зон коры головного мозга, отвечающих за различные психические функции.

    (Афазия бывает моторная, сенсорная, амнестическая. При моторной афазии больные теряют способность говорить, но понимают речь окружающих. При сенсорной афазии больные утрачивают понимание речи, но могут произносить отдельные слова, фразы. При амнестической афазии больные знают назначение предметов, но не могут правильно назвать их).
    При этом А.Р.Лурия опирался на выдвинутую Л.С.Выготским концепцию системной локализации психических функций в коре. Т.е. на идею, что речевая (и любая другая) деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры головного мозга, и разрушение одного из этих участков может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков. Если до А.Р.Лурия исследователи афазии подходили с позиций психологической реальности языковых единиц и конструкций, то А.Р.Лурия впервые стал анализировать эти нарушения как нарушения речевых операций.
    В своей книге «Травматическая афазия» 1947 г., он, по существу, строит психолингвистическую концепцию афазии—в частности, вводит представление о «внутренней схеме высказывания, которая после развертывается во внешнюю речь».

    Предложенный А.Р.Лурия термин «нейролингвистика», каким-то чудом, попал в аббревиатуру такого спорного и неоднозначного направления американской практической психологии, как «нейро-лингвистическое программирование» (НЛП).
    Каким образом термин «зацепился» у Р.Бэндлера и Д.Гриндера, остается загадкой. –Ведь, Ноэм Хомский, на лингвистическую школу которого ссылаются эти два джентльмена в своей книге «Структура магии», никакого отношения к школе Л.С.Выготского не имеет (в отличии от психолингвиста третьего поколения Дж.Верча, который является виднейшим на Западе специалистом по Выготскому и активным пропагандистом его взглядов).

    Используемая литература.
    1. Дьяченко А.П. Словарь авторских терминов, понятий и названий в медицине. 2002.
    2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –2-е изд. 2008.
    3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. –3-е изд. 2003.
    4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. –4-е изд. 2008.
    5. Штульман Д.Р., Левин О.С. Неврология. Справочник практического врача. 2002.

Leave a Reply for Клевцов Дмитрий, психотерапевт