Когда вы начнете исследовать собственные стратегии и стратегии ваших клиентов и знакомых, вы обнаружите при подстройке и утилизации различных шагов и точек решения, что к некоторым шагам очень просто подстраиваться, а подстройка к другим шагам требует гораздо большего внимания к деталям содержания репрезентации. Некоторые критерии решения потребуют знания содержания репрезентации в общем виде, а другие — знание детальных, более сложных различий в содержании.
Люди испытывают много сложностей со своими стратегиями из-за неподходящих или неэффективных тестов или критериев решения. Некоторые люди чересчур гибки или склонны к обобщениям и не склонны к проведению тонких различий, что может привести к нехватке собранной информации. Другие, наоборот, склонны проводить слишком много мелких различий, из-за чего им не хватает важной информации и они теряются в море не относящихся к делу «фактов» (более развернутое обсуждение вы можете найти в разделе Проектирование настоящей книги).
Таким образом, способность успешной подстройки может включать определенный уровень к деталям содержания при подстройке или утилизации. Как правило, вы обнаружите, что чем больше вы контролируете детали содержания репрезентаций, из которых состоит стратегию, тем больше вы сможете контролировать детали содержания результата стратегии — при условии, конечно, что вы успешно подстроились к последовательности работы репсистем в стратегии. Например, в стратегии мотивации из УПРАЖНЕНИЯ Б:
Если вы хотите, чтобы человек встал на голову, вам нужно, чтобы на шаге Vc были сконструированные визуальные образы этого действия. Если были сконструированы образы чего-то еще, вы не получите желаемый результат. Если вы хотите, чтобы человек встал на голову в ванной, а не на лужайке, вам также нужно учесть это при визуальном конструировании. Если вам нужно, чтобы этот человек шевелил большими пальцами ног, когда стоит на голове, это также нужно учесть, и т.д.
С другой стороны, если вам нужно, чтобы человек был замотивирован на выполнение какой-то задачи в общем виде, например, на эффективное обучение при подготовке к контрольной работе, или на поддержание диеты, вам нужно быть менее конкретным, когда задаете детали образа.
Помните: по факту, во многих случаях попытки контролировать детали содержанию будут идти вразрез с вашей подстройкой к человеку. Зачастую детали, которые вы будете пытаться навязывать человеку могут быть неконгруэнтны тем деталям, которые уже сгенерированы вашим собеседником. Как и в случае с остальными процедурами, представленными в настоящей книге, здесь нужно применять правило элегантности в моделировании. Т.е.: уделяйте внимание деталям содержания стратегии лишь в той степени, в какой это необходимо для получения желаемого результата.
Еще один важный элемент гибкости в подстройке к стратегиям и их утилизации состоит в том, чтобы заменять внутренне генерируемые репрезентации на внешние в рамках одной репсистемы, и наоборот. Поскольку внутренне и внешне генерируемый опыт в пределах одной репрезентирующей системы разделяет одни и те же нейронные проводящие пути, вы можете заменить один вид опыта другим при подстройке или утилизации стратегий. Иногда возможность такой замены является естественным свойством стратегии, в других же случаях такая замена будет внове для стратегий. Схожим образом можно заменить конструированный визуальный опыт вспоминаемым, и наоборот. Конечно, будут случаи, когда такая замена будет невозможна из-за самой структуры стратегии.
Что важно для результата стратегии, так это информация, которую несут репрезентации.
Многие из вас, читателей, могут создавать внутренние образы — почти настолько же живые, как и слова, которые вы видите на этой страницы. Другие люди могут не осознавать внутренних образов, если они не находятся в измененных состояниях сознания, но очень четко в своем нормальном состоянии сознания могут вспоминать голоса.
Некоторые люди, такие как шизофреники, очень легко подменяют внешний опыт внутренним. Для других, неспособность делать такую подмену может быть весьма ограничивающей.
Способность заменять внутренне генерируемый опыт на внешне генерируемый, и конструированный \ воображенный на вспоминаемый является очень ценным инструментом для нейролингвистических программистов и очень ценным ресурсом для их клиентов. Зачастую когда мы пытаемся получить доступ или извлечь опыт или репрезентации у людей, которые мы будем использовать как ресурсы, они отвечают что-то вроде «Я забыл», «Я не знаю», «У меня нет такого опыта». В таких случаях мы просто говорим: «Представь себе, если бы ты смог (или уже сделал)». Воображение или фантазия человека могут дать ту же информацию, что и реальный опыт, у этих репрезентаций нет значимой разницы.
Tags: NLP: Volume I, NLP: Volume I на русском, НЛП: Том 1, подстройка, репсистемы, стратегии, форма и содержание
Когда же выйдет в свет данная книга в России????
Когда кто-нибудь купит права на публикацию, и в эту самую публикацию вложится. Потому что это уже не уровень популярной психологией, под которой публикуют многие книги по НЛП. Достаточно специфическая тема.