4.21 Идентификация и утилизация точек решения

Вернуться к оглавлению

Успешное получение результата стратегии зависит от вашей способности помогать людям выполнять определенные тесты, являющиеся частью организующей и обрабатывающей сторон их опыта. Каждая стратегия имеет как минимум один шаг, который функционирует как точка решения или точка выбора. Точка решения в стратегии это такой шаг, на котором человек решает: a) выйти из цикла данной стратегии, b) в фазе операции стратегии изменить значение репрезентации, c) перейти к следующему шагу стратегии или d) переключиться на выполнение другой стратегии, если используемая сейчас неэффективна. Цель всего сбора информации и выполняемых нами операций — в том, чтобы получить возможность успешно проходить тесты или точки решения в наших стратегиях.

Рассмотрите следующую блок-схему стратегии решения, которую мы обсуждали ранее в этом разделе.

Здесь человек делает решение, рассматривая альтернативы, описывая их себе и получая внутренние ощущения на основании этих описаний. Внутренние ощущения составляют точку решения в данной стратегии. Если ощущения конгруэнтно позитивные (+), человек делает решение в пользу определенной вербальной репрезентации; если ощущения конгруэнтно негативные (-), человек делает решение против нее. Если ощущения двойственные или неконгруэнтные (?), человек снова входит в фазу операции, рассматривает выборы и описывает их себе снова.

В зависимости от результата, над достижением которого вы работаете, на этом шаге вам нужно будет обращать внимание клиента на различного рода содержательные репрезентации. Если для человека подходит решение «за», обратите его внимание на позитивную кинестетическую репрезентацию (+). Если же для человека будет полезнее решить «против», обратите его внимание на негативные кинестетические ощущения (-). Если вы хотите, чтобы человек рассмотрел большее число альтернатив, подчеркивайте двойственность его ощущений (?).

Точки решения это шаги, в которых разные значения репрезентаций, появляющиеся на этих шагах (кинестетическая, визуальная, аудиальная или олфакторная) включат различные направления развертывания стратегии. То, что происходит в репрезентирующей системе в точке решения, — будет иметь огромное влияние на конечный результат стратегии.

Творческая стратегия и стратегия мотивации, которые мы использовали в качестве примера в УПРАЖНЕНИЯХ А и Б, содержали два других образчика внутренних кинестетических точек решения. В творческой стратегии

внутренние ощущения по поводу предшествующей вербализации либо запустят фазу операции, в которой последующие вербализации будут преобразованы в конструированные образы, либо запустят фазу операции, в которой человек перейдет к началу стратегии и рассмотрит ситуацию еще раз.

В примере стратегии мотивации:

внутренние ощущения либо запустят аудиально-тональную репрезентацию, и на выходе у человека будет поведение, либо нет. Если ощущения не запускают внутренних звуков, не возникнет мотивации.

Конечно, не во всех точках решения есть внутренние кинестетические репрезентации. Рассмотрите следующую стратегия обучения:

В этой стратегии и Ve, и Ar являются точками решения. Результат этой стратегии в том, что человек учит или внедряет в повседневную жизнь некоторые поведенческие паттерны. Человек начинает с того, что выполняет некоторые физические движения или активность (Ke). Затем, в зависимости от внешней визуальной обратной связи (Ve ) от этого действия, человек выбирает между двумя подчиненными процедурами. В одной из них некоторый вспоминаемый аудиальный опыт будет служить как точка решения для выбора одной из двух подстратегий.

Заметьте также, что репрезентации Vr или Ae, возникающие в конце каждой из подчиненных процедур, также являются точками решения, которые запустят операцию, в которой стратегия либо пойдет по новому циклу сначала, либо закончится.

Еще одним примером точки решения является следующая ситуация:

Здесь точка решения изображена в виде сравнения двух шагов различных последовательностей обработки того же самого содержания с конфликтом результатов, Ai и Ki+ (человек чувствует, что должен делать одно, но что-то подсказывает ему делать иначе). В этой ситуации, наиболее вероятно, репсистема с наибольшим сигнальным значением определит последующее поведение.

Ваша способность идентифицировать и извлекать нужные репрезентации в точке решения стратегии напрямую будет определять ваш успех в утилизации. На самом деле, способность успешно получать доступ к нужным решениям в точках выбора стратегий наиболее точно отражает то, насколько хорошо вы подстраиваетесь к человеку. Поскольку вы имеете дело с внутренними процессами, очевидно — чем точнее вы подстраиваетесь и идете шаг-в-шаг со стратегией человека, тем более вероятно, что вы получите ту репрезентацию (и тот результат), который нужен в данной точке решения.

Если подстройка успешна, ей невозможно сопротивляться. На наших мастерских и семинарах когда мы просим выйти добровольца из зала, чтобы продемонстрировать стратегию мотивации, часто еще несколько участников, разделяющих с добровольцем стратегию мотивации, начинают выполнять тот же поведенческий результат, уже когда мы закончили работу с добровольцем. Или, наблюдатели в аудитории обнаруживают, что они должны сознательно воздерживаться от заявленного поведения, потому что они стали очень сильно замотивированы.

Вернуться к оглавлению

Tags: , , , , , ,

One Response to “4.21 Идентификация и утилизация точек решения”

Leave a Reply for metanymous