3.1 Извлечение стратегии

Вернуться к оглавлению

Многие стратегии спонтанно и естественным образом появляются в ходе беседы или взаимодействия; т. е. люди делают то, о чем они говорят. Когда человек говорит вам о проблеме, результате, которые он\а хочет, или любом другом аспекте опыта, он\а будет явно демонстрировать, вербально и невербально, стратегии, которые обычно он\а использует для того, чтобы получать доступ и извлекать смысл из того опыта. Будучи внимательным и наблюдательным, программист может снизить объем своей работы и усилий в процессе извлечения. Когда люди говорят о решениях из своего прошлого, они заново проходят шаги свое стратегии по формированию и принятию решений, как в повторах, которые часто показывают в спортивных телепередачах. Когда человек говорит с вами о стрессовом опыте, он\а будет проходить через последовательность репрезентаций, которая приводит к стрессовой реакции. Человек, который говорит о своем затруднении в обучении будет демонстрировать вам ту самую последовательность репрезентаций, которая создает ему проблему.

Однако, типично, что определенная стратегия, которую вы хотите улучшить или использовать как ресурс, не является непосредственно доступной человеку. В таких случаях программисту понадобится использовать свои собственные ресурсы для извлечения стратегии человека. Есть несколько эффективных способов сделать это.

A). Первый способ извлечь стратегию — физически поместить человека в ситуацию, в которой эта стратегия срабатывает естественным образом — работать «на месте», или, так сказать, «на месте преступления». Контекст, в котором была выработана стратегия, содержит множество естественных якорей или триггеров на запуск этой стратегии. Этот тип извлечления включает в себя такие выборы, как помещение пациента психиатрической клиники обратно в семью, пианиста — к пианино, ремесленника — в его магазин, художника — в студию и т. д. С помощью этого метода вы также можете собрать много полезной информации о контексте, об окружении, в котором срабатывает стратегия — вы будете видеть, слышать и чувствовать стратегию в действии. В некоторых случаях, однако, эта процедура может быть неудобной, дорогостоящей или невозможной для выполнения.

B). Представление, имитация или воспроизведение части контекста, в котором протекает стратегия, помогает в ее извлечении. Вы можете выбрать подражание тональности и жестов человека, в коммуникации с которым у ваша клиента бывают трудности, или же сестры клиента, общением с которой клиент наслаждается (в зависимости от цели, для достижения которой вы извлекаете стратегию). В Структуре Магии II мы представили пример, в котором к нам пришла молодая мать, чтобы мы помогли ей справиться с жестокой привычкой бить детей. Один из авторов выявил ее стратегию битья детей, подражая части детского поведения, которая и запускала стратегию. После приведения в эксплицитный вид, стратегия была скорректирована, и проблема женщины была решена. Разыгрывание сцен и ролевая игра также являются эффективными способами извлечения стратегий с использованием этого общего подхода.

C). Обращая внимание человека на некоторую малую часть стратегии, доступную ему, вы можете помочь этому человеку получить доступ к остальной части стратегии через процесс трансдеривационного поиска. Мы обсуждали трансдеривационный поиск детально в Паттернах I и II. Главным образом это процесс обратного прохождения через репрезентации чьей-то личной истории, репрезентации, внесшие свою лепту в формирование некоторого паттерна в текущем поведении человека. Полезно думать об этом как о возрастной регрессии к некоторому опыту или эпизодам опыта в нашей личной истории, которые мы хотим улучшить и применить это к нашему текущему опыту, чтобы улучшить его, справиться с ним, или извлечь из него смысл. Используя наше описание опыта в виде фотопля, мы можем изобразить этот процесс следующим образом:

<An, Vn, K1, On> — Текущий опыт
…..
…..
…..
<A3, V3, K1, O3> — 15 лет
<A2, V2, K1, O2> — 8 лет
<A1, V1, K1, O1> — 3 года Первоначальный опыт, установивший некоторый паттерн поведения.

Здесь каждый фотопль является полной репрезентацией некоторого опыта из личной истории клиента. В каждом случае что-то из контекста вызывало срабатывание некой кинестетической компоненты (Ki), которую клиент впервые пережил в составе фотопля, когда клиенту было три года. Кинестетическая компонента служит ниточкой, которая связывает все эти опыты вместе. Когда человек обращает внимание на эту кинестетическую компоненту, увеличивая ее относительную интенсивность, он\а запусткае триггер или якорь на воспроизведение остальных компонентов репрезентаций-фотоплей из прошлого, усиливая их сигналы в происходящей ситуации. Например, клиенту, которого беспокоили ощущения сильной ревности, помог один из авторов, использовав трансдеривационный поиск, чтобы вернуться назад во времени и восстановить полный фотопль того опыта, в котором он испытал то же «ощущение ревности». Поиск был остановлен, когда клиент смог описать инцидент, который произошел, когда ему было три года; он вспомнил, что плакал и кричал, потому что не хотел, чтобы его отец и мать оставляли его с сиделкой. После выявления первоначального запускающего переживания (Ki), его стратегия «ревнования» была скорректирована, и он больше не испытывал дальнейших проблем. Любая из репсистем может дать такую нить, которая свяжет воедино ряд фотоплей.

Схожим образом, обращение внимания на один шаг стратегии даст доступ к другим синестетически с ним связанным репрезентациям происходящего здесь-и-сейчас. В примере из предыдущего параграфа кинестетическая компонента (Ki) была ключевым шагом в стратегии ревности клиента, и прося его обратить внимание на эту компоненты, авторы запустили трансдеривационный поиск среди того опыта в личной истории клиента, в котором эта стратегия использовалась ранее. Как только проявились эти воспоминания более сильно, другие шаги этой стратегии также начали проявляться и стали частью происходящего опыта.

Процесс трансдеривационного поиска, конечно, постоянно происходит в опыте всех людей. Мы постоянно применяем репрезентации из нашей личной истории, чтобы извлечь смысл из опыта здесь-и-сейчас и оперировать им. Это один из основных методов обучения и понимания, общий для всех представителей человеческого рода.

D). Вероятно, наиболее часто используемый подход в извлечении у человека стратегии определенного поведения — это задавать ему или ей прямые вопросы об этом поведении. Вопросы, которые мы задаем, запустят репрезентации и стратегии из личной истории человека.

Например, если вы хотите извлечь стратегию мотивации человека, спросите «Был ли хотя бы раз в вашей жизни, когда вы были действительно мотивированы сделать что-то?» или «Когда последний раз вы были действительно мотивированы?». Схожим образом, если вы хотите извлечь чью-то стратегию творчества, просто спросите: «На что это похоже, когда вы исключительно креативны?» или «Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда вы были очень креативны?». Когда люди будут отвечать на эти вопросы, они будут получать доступ к шагам искомой стратегии посредством трансдеривационного поиска.

Таким образом, чтобы получить доступ к чьей-то стратегии достижения поведенческого результата «Икс», вам нужно просто задавать такие вопросы как:

«Вы можете рассказать мне о том, когда вы в последний раз могли Иксовать?»
«На что это похоже — Иксовать?»
«Вы можете Иксовать?»
«Как вы Иксуете?»
«Вы когда-нибудь Иксовали?»
«Когда вы были способны Иксовать лучше всего?»
«Как бы вы знали о том, если бы вы могли Иксовать?»
«Что вам нужно сделать для того, чтобы Иксовать?»
«Что происходит, когда вы Иксуете?»
«Когда вы в последний раз Иксовали?»

Если вы хотите извлечь стратегию для того, чтобы она служила кому-то ресурсом для выработки большего количества выборов в случае определенных поведенческих затруднений, вы можете также задавать такие вопросы как «Было ли когда-нибудь такое, когда вы не Иксовали»? Затем, выяснить, что отличает эти стратегии и опыт того времени по сравнению с происходящим опытом того человека. Удерживание в памяти схемы трехкомпонентного процесса

обеспечит вас строгим форматом, в рамках которого вы будете структурировать определенные процедуры извлечения в каждом конкретном случае. Если кто-то, например, говорит вам: «Кажется, я просто не делаю свою работу правильно, или не делаю ее вовремя … » (текущее состояние), вы можете извлечь стратегию, которую будете использовать как ресурс, с помощью вопроса: «Вы когда-нибудь, хоть раз, были способны выполнять вашу работу удовлетворительно и комфортно к нужному сроку?» Когда человек получает доступ к своему опыту и излагает его, он\а также будет получать доступ и демонстрировать стратегию, полезную для получения результата, желаемого на данный момент времени.

Мета Стратегия 1

Если кто-то желает заняться новым поведением, и у этого человека нет стратегий в личной истории, на которые он мог бы ссылаться, вы все равно можете получить доступ к их ресурсам, чтобы сделать процесс, запускающий поведение, более легким и эффективным, — с помощью таких вопросов как: «Вы когда-нибудь сталкивались с незнакомой ситуацией и удивлялись тому, как легко вы могли учить все то, что вам нужно знать для эффективного поведения в этих обстоятельствах?» Опять же, когда человек вспоминает и рассказывает о своем референтном опыте, он еще раз пройдет через стратегию, которая привела к этому результату.

Поскольку стратегии сами по себе исключительно формальные структуры, они могут одинаково применяться вне зависимости от содержания происходящей ситуации. Стратегии творчества, мотивации, воспоминания, формирования и принятия решений, веры могут быть подключены как ресурс в любой имеющийся контекст. Человек сможет использовать, например, стратегию творчества, вне зависимости от того, с какой ситуацией он столкнулся.

Мета Стратегия 2

Другую ресурсную стратегию, которую мы, как правило, извлекаем, мы называем «аптайм». Аптайм это когда все наши внешние каналы полностью открыты и работают, позволяя нам реагировать быстро и немедленно на любые адекватные внешние стимулы. Чтобы извлечь этот ресурс, программист может спросить что-нибудь вроде «Когда-нибудь у вас было такое, что вы обладали всеми своими ресурсами, были на пике своих возможностей, энергичны и внимательны, и способны соответствующим образом реагировать на все, что может произойти вокруг вас?»

Способность незамедлительно извлекать ресурсы для того, чтобы помогать людям справляться с трудностями или проблемами, помогать им изменяться, развивать и расширять собственный потенциал, является неотъемлемой частью НЛП. Наша пресуппозиция такова: любой человек уже имеет все ресурсы и способности, которые ему нужны для выполнения любой задачи или для того, чтобы справиться с любой ситуацией (благодаря тому, что все мы имеем доступ ко всем нашим репрезентирующим системам — за исключением случаев серьезных органических повреждений). Это просто вопрос извлечения поведенческих последовательностей и опыта, связанного с каждой задачей или ситуацией. Если бы мы могли смоделировать и усвоить стратегии Эйнштейна, в целом мы бы смогли делать те же самые вещи, которые мог делать он.

Процесс извлечения ресурсов — референтного опыта и стратегий – равно применим при работе с семьями, группами и организациями. Если пара, например, испытывает трудности в общении, формировании и принятии решений и они спорят или ссорятся, вы можете получить доступ к их ресурсам, спросив, могли ли они когда-нибудь общаться комфортно и эффективно, и приходить к решению, с которым согласились бы они вдвоем. Они начали бы извлекать референтный опыт и стратегии для себя как для единой пары, и для каждого из них в отдельности, используя которые они могут достигать желаемого результата.

Для организаций и политических групп, вовлеченных в перебранки, распри и разногласия, та же процедура сработает с равным успехом. Когда людям задают правильные вопросы, они описывают и демонстрируют те самые ресурсы, которые им нужны для того, чтобы достигать желаемых результатов. Эти паттерны работают так же успешно в сложных сценариях переговоров, разрешении конфликтных ситуаций, перекрестных допросов и командообразования, как и в образовательных или терапевтических контекстах. Если группа людей хочет работать вместе действенно и эффективно, спросите их — сначала каждого отдельно, затем всех как единую группу — «Вы уже достигали того же результата в прошлом? На что это было бы похоже, если бы вы достигли его сейчас? Как бы вы достигли его сейчас?» Они выдадут вам стратегии, которые нужны вам для того, чтобы помочь им достичь этого результата. Если человеку некомфортно работать с группой или перед ней, спросите его «Вы когда-нибудь могли работать вместе с группой или перед ней и при этом вам было бы удобно?» Если у человека нет референтного опыта, спросите его: «На что это было бы похоже, если вы могли сделать это?» или «Что должно произойти для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно в этой ситуации?» Они расскажут вам о ресурсах, которые им нужны.

Вернуться к оглавлению

Tags: , , , , , , , ,

Leave a Reply