Стратегии — это полностью формальные структуры, совершенно независимые от содержания. Стратегия определяет только тип опыта, который принимает репрезентация, и последовательностное отношение к другим репрезентациям стратегии. В большинстве случаев содержание конкретных репрезентаций стратегии лишь определяет особенности результата; но именно форма стратегии определяет, каков результат и как эффективно достигнут .
Люди часто путают «опыт» с компетентностью — т. е. думают о том, что количество времени, которое кто-то тратит на практику или выполнение конкретной задачи, определяет насколько хорошо человек способен выполнять задачу. Однако, если мы рассмотрим две стратегии правописания, приведенных в предыдущей главе, для нас станет очевидно, что использованная стратегия играет куда большую роль, нежели количество потраченного времени. Мы сталкивались с тысячами американцев, которые каждый день, на протяжении тридцати или более лет, используют фонетическую стратегию правописания и постоянно делают одни и те же повторяющиеся ошибки, у которых с правописанием хуже, чем у ребенка, который пользуется визуальной стратегией правописания меньше пяти лет.
Поскольку стратегии полностью формальны, человек может использовать одну и ту же стратегию принятия и формирования решения для того, чтобы выбрать что-то из меню, выбрать дом на покупку, воспитывать ребенка или за кого голосовать на следующих выборах. т. е. этот человек использует ту же самую последовательность репсистем в процедурах тестов и операций для формирования и принятия любого рода решения; меняется лишь содержание.
То же самое справедливо для стратегий обучения и мотивации. Банкир может использовать одну и ту же мотивационную стратегию для того, чтобы утром встать с кровати, чтобы мотивировать себя на покупку определенной машины, вложение определенной суммы денег, изменения своего образа жизни или для выздоровления. Программист после выявления мотивационной стратегии человека в одной конкретной ситуации может пропустить через нее любой содержательный опыт и на выходе получить такой результат, при котором человек будет мотивирован на достижение указанного содержательного опыта.
Нейролингвистический программист может использовать любую стратегию подобным образом для того, чтобы помочь клиенту получить доступ к ресурсам для достижения конкретного результата, которого он\а желает. Наиболее полезными и генеративными для нашей работы мы находим стратегии обучения, мотивации, творчества, веры (также называемые стратегиями убеждения), формирования и принятия решений и воспоминания. Мы обнаружили, что этот небольшой набор включает в себя большую часть базовых операций для доступа к ресурсам, необходимым для получения результата, независимо от того, каково содержание конкретной ситуации.
Каждая из этих стратегий также важна для любого, кто хочет организовать группу лиц или организацию так, чтобы та работала как эффективная, гармоничная и функциональная система. Каждая полтическая, промышленная, юридическая , экономическая или семейная система состоит из людей. Развитие, выполняемые операции, эффективность и польза этой системы будут зависеть от того, как стратегии формирования и принятия решения, мотивации, веры и др. отдельного человека взаимодействуют с этими стратегиями других людей системы, и какой вклад они делают в достижение результатов и целей системы как единого целого. Имея инструменты, с помощью которых можно направлять людей и помогать им обучаться, формировать и принимать решения, мотивировать себя, творить и т. д., можно значительно увеличить потенциал любой системы и потенциал конкретного человека внутри этой системы.
Инструменты и методы эффективного использования стратегий будут представлены в последующих разделах данной книги.
Tags: NLP: Volume I, NLP: Volume I на русском, компетентность, НЛП: Том 1, стратегии, форма и содержание