2.5 Стратегии — резюме

Вернуться к оглавлению

Один из способов говорить о стратегиях — предполагать, что они во многом схожи в использовании с телефоном. Репрезентирующие системы (как внутренне, так и внешне ориентированные) схожи с кнопками на клавиатуре телефона. То, какую последовательность и порядок активации репсистем мы используем, приводит нас к разным результатам, равно как и использование различных комбинаций номеров на телефоне будет соединять нас с разными местами и людьми.

Телефонный номер, подобно стратегии, является способом доступа к ресурсам. Чтобы получить некий ресурс, конечно, нужно набрать соответствующий номер. Если мы хотим позвонить в скорую помощью, получить информацию о починке машины, заказать музыкальное оборудование или зарезервировать столик на ужин, мы должны знать, какой номер набирать. Изменив или перепутав одну цифру, мы придем уже к совершенно другому результату. У некоторых мест есть более, чем один номер, и чтобы туда дозвониться, можно набрать одну из нескольких разных последовательностей. У других мест есть один-единственный номер.

Чтобы вас соединили с далеким собеседником, необходимо перед номером, до которого хотите дозвониться, набрать префикс — последовательность цифр, обозначающих код зоны. Так и со стратегиями — каждый их шаг, и конечный результат зависит от тех шагов, которые были пройдены до этого. В определенных контекстах людям и группам лиц может понадобиться «префикс» к их операциям или стратегиям в виде других действий или репрезентаций для того, чтобы провести необходимые приготовления для обеспечения желаемого или нужного результата. Если они не проходят проверку на наличие определенных важных условий в начале стратегии до того, как они начали проводить некоторую операцию, они могут столкнуться с противодействием или препятствиями достижению результата, с которыми легко можно было справиться на ранних шагах последовательности. Некоторые люди и организации застревают в стратегиях подобно человеку, который продолжает набирать последние четыре цифры телефонного номера и удивляется, почему он не может дождаться гудков. Другие могут без особой нужды и эффективности переусердствовать в приготовлениях подобно человеку, который использует префикс телефонного номера при звонках внутри домашней зоны.

Люди могут попадать в такие ситуации, где они забывают о важных и эффективных стратегиях, или забывают репрезентационную последовательность стратегии, точно так же, как можно забыть номер телефона или перепутать его с часто набираемыми номерами. Применение постоянно используемых или высоко ценимых стратегий в тех контекстах, где они неуместны, — это одна из наиболее распространенных трудностей, которую испытывают люди в обращении со стратегиями. Применять привычную стратегию в контексте, где она не к месту, — все равно что после переезда из Калифорнии в Алабаму при пожаре в новом доме набирать номер пожарной части в Калифорнии просто потому, что это единственный номер, который вы знаете.

В мире бизнеса примером поведения Петра Первого будет ситуация, когда людей повышают в должности до достижения нужного уровня компетентности — это то, что случается, когда человек не гибок в использовании своих стратегий. Те стратегии, которые делают человека успешным на низких уровнях корпоративной иерархии, могут быть неуместны для заданий, с которыми сталкивается этот человек после повышения. Стратегия, хорошо зарекомендовавшая себя для управления людьми в ситуациях непосредственного общения, может быть никудышной для разработки фискальной политики. Если человек, которого повышают на работе, не имеет разнообразия действий в адаптировании своих стратегий к новым задачам, которые возникают в результате перемен в работе, он не сможет стать комптентным.

Хороший пример несовпадения репрезентаций в стратегии, появившегося в результате использования высоко ценимой или привычной стратегии в несоответствующем контексте, — это женщина, с которой работал один из авторов. У нее была проблема с математикой, потому что ребенком, когда она учила арифметику, она кодировала цифры кинестетически вместо того, чтобы делать это визуально. Каждая цифра от нуля до девяти была у нее репрезентирована особенным ощущением, которое совпадало с тем, как она чувствовала по поводу себя и других людей из ее окружения в то время. Например, цифре «четыре» соответствовали ощущения потенциального вундеркинда, которого постоянно угнетали; «восемь» была особенно пассивной цифрой, а «семь» — очень энергичной для этой дамы. Цифре «девять» соответствовало сильное ощущение, которое совпадало с тем, как она чувствовала себя по поводу своей матери, которая в то время была очень властной и ограждала дочь от всего.

Когда она выполняла различные арифметические операции, эти чувства смешивались друг с другом или усиливались и образовывали другие ощущения различной степени сложности и интенсивности. В результате, она всегда считала математику восхитительной, но не была способна овладеть этой наукой. Например, она столкнулась с трудностью суммирования некоторых чисел потому что ощущения были не совместимы, и ей приходилось считать по единице — на пальцах — чтобы получить ответ.

Когда она выросла, ее отношения и чувства изменились, и ощущения, связанные с конкретными цифрами изменились вместе с ней. В более поздние годы она не могла понять, почему операции с числами запутывали ее чувства. Эта стратегия серьезно мешала ее профессиональной жизни, пока она не начала работать с одним из авторов над тем, чтобы выработать новую стратегию для арифметических операций, которая кодировала цифры с помощью внутренних образов.

Этому примеру есть много паралелей в разных ситуациях обучения, включая те, когда мы вырабатываем личные отношения с друзьями, членами семьи, сотрудниками, партнерами по бизнесу и т.д. Проблематичные виды поведения, такие как фобические реакции, вспышки раздражительности, стремительные выводы и другие, которые мы называем «дурными привычками» — это все примеры того, как мы генерализуем стратегии, бывшие уместными и адаптивными в конкретных контекстах прошлого или настоящего, на ситуации, в которых эти стратегии становятся неуместными. Достаточно часто люди не включают в такие контекстуально проблемные стратегии адекватный тест, способный показать, уместно ли в данном контексте запускать стратегию. Скорее, такие люди обычно обнаруживают себя уже вовлеченными в свои реакции, что слишком поздно для того, чтобы изменить свое поведение.

Хороший пример того, как репрезентирующая система, которая служит адекватным механизмом проверки в некоторых ситуациях, может не подходить для определенной задачи в других, можно обнаружить в поведении муравьев. Наиболее высокоразвитая репсистема у муравьев, как и у большинства насекомых, — олфакторная. Информация от чувства обоняния обычно имеет преимущество перед входящей информацией от других органов чувств. Так, за мертвыми муравьями ухаживают и обращаются с ними так же, как и с живыми, на протяжении одного или двух дней, пока не накапливаются продукты химического разложения и не побуждают других рабочих муравьев оттащить тело на свалку за пределы муравейника. Скрюченная поза и полная недвижимость мертвого муравья сами по себе не произведут никакого эффекта на других муравьев. Если на какой-нибудь другой неодушевленный объект или даже живого рабочего муравья нанести продукт разложения муравьев, их тоже сразу же оттащат на свалку мертвецов, несмотря на сопротивление живого муравья. Живые работники будут спускаться с мусорной кучи и возвращаться в муравейник только за тем, чтобы их оттащили на кучу снова, и снова, и снова, пока запах смерти окончательно не выветрится.

Каким бы невероятным ни казался приведенный выше пример читателю, мы нашли аналоги настолько же поразительные в человеческом поведении, когда люди отказываются менять высоко ценимые, но неадекватные критерии теста.

Одни из авторов как-то работал с женщиной, которую постоянно словами и действиями оскорблял собственный муж. Она намеревалась разорвать эти отношения после каждого инцидента (которые раз от раза становились все более жестокими), но ее муж всегда покупал ей какие-то вещи или делал что-то для того, чтобы помириться, поэтому она не уходила от него. Однако, после нескольких дней или недель, ее муж снова становился жестоким, и паттерн повторялся, к великому разочарованию несчастной и сбитой с толку женщины. Выслушав описание проблемы женщины, автор рассказал ей историю, которую ему рассказали в детстве. История была о мужчине, который работал на лесопилке. Мужчина стоял у станка, складывая свежевыточенные доски, и внезапно услышал ужасный крик из другого помещения. Он сразу же рванул туда, чтобы выяснить, что произошло, и столкнулся с сотрудником, стоящим возле огромной циркулярной пилы. Тот держал свою руку, ему было очень больно, видимо, только что ему отрезало палец левой руки. Мужчина, вбежавший в помещение, воскликнул: «О боже, что случилось?», на что второй ответил: «Ну, я лишь потянулся за той доской вот так и УЙ! … ВОТ, ЕЩЕ ОДИН!»

Женщина вышла из офиса автора немного потрясенная историей, но позвонила автору примерно спустя месяц с новостью об одном из величайших изменений, которое она совершила с своей жизни. Ее муж оскорбил ее снова, но на этот раз она просто уехала, нашла работу, отмела все его попытки приманить ее обратно и счастливо жела в другом городе. Она завершила свой победный отчет комментарием: «Я не хотела отрезать еще один палец.»

Вернуться к оглавлению

Tags: , , , , ,

4 комментария to “2.5 Стратегии — резюме”

  1. lasgob:

    «В мире бизнеса примером поведения Петра Первого будет ситуация, когда людей повышают в должности до достижения нужного уровня компетентности – это то, что случается, когда человек не гибок в использовании своих стратегий.»

    Думаю, здесь имеется ввиду отнюдь не Российский государь, а Лоуренс Питер. И эту фразу стоит изменить так:

    «В мире бизнеса примером принципа Питера будет ситуация, когда людей повышают в должности до достижения ими уровня некомпетентности…»

    О принципе Питера:

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0

    • Спасибо!
      Совершенно верно, именно принцип Питера упомянут в оригинале. Но узнал о нем около полутора лет назад, перевод же сделан еще раньше. До корректировки, равно как и до продолжения перевода, руки никак не дойдут…

  2. lasgob:

    Готов перевести часть текста. Где можно взять исходники?

Leave a Reply