2.31 Подбираем репрезентирующие системы под задачу

Вернуться к оглавлению

Как мы отметили ранее, некоторые репрезентирующие системы более подходят для процедур теста и операций конкретных задач и для достижения желаемого результата, чем другие. Анализ репсистем в TOTE являет собой крайне полезный метод отбора эффективных поведенческих стратегий для определенных задач. Это предоставляет нам надежные и действенные средства для улучшения личной или групповой эффективности в любой деятельности или начинании.

Давайте начнем с простого примера из начальной школы, с двух разных стратегий правильного написания слов: визуального и фонетического подходов. Мы наблюдали, что человек, пользующийся визуальной стратегией, когда ему произносят слово (внешний аудиальный стимул — Ae), пройдет через синестетическую операцию, в которой он\а из звука конструирует визуальный образ букв слова. Сконструированный визуальный образ (Vic — где «c» означает «сконструированный») затем тестируется на соответствие визуальному образу ранее написанного и виденного слова (визуальный образ слова, которое вспомнили, записывается Vir). Конгруэнтность (соответствие) или неконгруэнтность этих двух образов репрезентируется внутренними кинестетическими ощущениями (Ki). Если сконструированный образ не «выглядит правильно», человек получает негативное ощущение и проделывает операцию для конструирования другого образа. Если два образа конгруэнтны друг другу, учащийся получает позитивное ощущение и выходит к TOTE, в котором этот образ произносится.

Фаза операции этого конкретного TOTE, вероятно, будет состоять из некоторой синестетической последовательности, в которой человек повторяет слово, которое нужно произнести, или проблемный слог, про себя или вслух, и конструируется другой образ. Эта петля длится, пока не генерируется образ, которые при тесте (Vic /Vir) запускает позитивное ощущение (Ki+).

TOTE визуальной стратегии правильного написания слов указан на рис. А:

На рис. Б изображен TOTE фонетической стратегии:

Человек, использующий фонетическую стратегию, проверяет на «правильность звучания» то, что он сконструировал. Для этого нужно сравнить звучание слова, которое он\а сгенерировал\а с изначально представленным словом. Фаза операции у человека, использующего такую стратегию, включает устную разбивку слова на слоги и произнесение отдельных букв. Процесс такой разбивки может выполняться либо вслух, либо устно. Когда все буквы произнесены, человек произносит их еще раз, собирая в последовательность, и тестирует произношение на предмет соответствия изначально данному слову. Мы обозначили процесс произнесения как Ai,,e →Ai. Подпись в верхнем индексе «i,e» к аудиальной компоненте говорит нам о том, что разбивка данного слова может идти либо про себя, либо вслух. Иногда у человека, использующего фонетическую стратегию, бывает такая фаза операции, в которой учащийся создает визуальный образ букв в каждом слоге или фонеме. Однако, чтобы проверить написание, человек произносит образ (вслух или про себя) и сравнивает его с произношением изначально данного слова. Мы обозначили эту операцию как Ai,,e →Vic→Ai.: разбиваем слово по слогам или фонемам — конструируем образ букв в слогах — произносим написанное.

Несмотря на то, что неконгруэнтность между несходящимися произношениями может быть репрезентирована кинестетически, как в случае с людьми, использующими визуальную стратегию, мы решили показать в этом TOTE, что она может может быть репрезентирована аудиально. Человек, использующий стратегию можеть и правда услышать слова, например «Это правильно» (Ai+) у себя в голове, если произношения соответствуют друг другу, или «Нет, попробуй еще раз» (Ai) — если нет. Или, учащийся может услышать отдельный красивый (Ai+) или неблагозвучный (Ai) звук как репрезентацию конгруэнтности или неконгруэнтности.

В нашем опыте, поскольку визуальное кодирование английского языка зачастую не следует правилам произношения, люди с визуальной стратегией пишут более грамотно. Слова «their», «there», и «they’re», например, могут быть произнесены одинаково, в то же время они визуально различаются. Для человека, использующего стратегию произношения, «ghoti» может стать написанием слова «fish»: «gh» как в слове laugh; «o» как в слове women; и «ti» как в motion! Стратегия звучания, или фонетическая стратегия, может быть хороша для публичных чтений, где важно, чтобы слова произносились чисто, но для конкретной задачи правильного написания она не подходит. Само название фонетической стратегии — «phonics» в английском языке — нельзя правильно написать, используя фонетическую стратегию.

Во многих образовательных учреждениях детей до сих пор не учат формальной стороне обучения для решения конкретных задач; например, при обучении правильному написанию — им просто выдают большой объем обратной связи, написали ли они «правильно» или «неправильно». Дети предоставлены сами себе в плане выработки собственных стратегий (из которых описанные выше — это всего две стратегии из огромного количества возможных вариаций), которые могут быть, а могут и не быть для них эффективными в решении задачи правильного написания слов1. Их учат не стратегиям, но всего лишь содержанию.

Что мы хотим свершить, делая такие формальные стратегии явными, эксплицитными с помощью нейролингвистического программирования, так это увеличить эффективность образования во всех дисциплинах. Работа по действенному и эффективному достижению многих видов результатов включает в себя конкретное использование репсистем в конкретных последовательностях. При достижении других видов результатов, порядок работы репсистем в последовательности TOTE может варьироваться. При использовании техник выявления и проектирования из НЛП, эти различия можно сделать эксплицитными и доступными.

Цель анализа TOTE и репрезентирующих систем двоякая:

  1. Найти наиболее подходящие репсистемы для шагов TOTE, которые приведут к конкретному результату (как, например, использование визуальной репрезентирующей системы для правильного написания слов).
  2. Дать способность использовать все репсистемы как ресурсы для изучения и инструменты. Это означает, что в случаях, когда может использоваться более, чем одна репрезентирующая система для выполнения конкретного шага задачи (например, проверка, зашел ли гвоздь в древесину), человек сможет выбрать другую репрезентирующую стратегию, если она будет уместна или необходима в контексте. Это используется для того, чтобы здорово расширить гибкость в поведении и увеличить репертуар необходимого разнообразия выборов.

Вернуться к оглавлению

Примечания:

1. Другими словами, детям дают задание — «Выучите эти десять слов к пятничной контрольной работе.» — без того, чтобы учить их определенным техникам для выполнения этого задания. Невзирая на это, в понедельник работы раздаются с уже проставленными оценками за успешное или неуспешное выполнение задания.

Tags: , , , , ,

2 комментария to “2.31 Подбираем репрезентирующие системы под задачу”

  1. Андрей:

    Спасибо!

Leave a Reply