1.7 Репрезентирующие системы: блоки, из которых строится поведение

Вернуться к оглавлению

Базовые элементы, из которых формируются паттерны человеческого поведения, это системы восприятия, посредством которых люди воздействуют на внешнюю среду: визуальная (зрение), аудиальная (слух), кинестетическая (ощущения тела) и олфакторная\густаторная (обоняние\вкус). Модель нейролингвистического программирования предполагает, что все различия, которые мы, люди, способны делать относительно внешней среды (внутренние и внешние) и нашего поведения, могут быть с пользой репрезентированы в терминах этих систем. Эти виды восприятия составляют структурные параметры человеческого знания.

Мы утверждаем, что весь текущий опыт может быть полезным образом кодирован как состоящий из некоторых комбинаций этих видов восприятия. В нашей предыдущей работе (см. Паттерны II) мы выбрали для репрезентирования и краткой записи нашего текущего сенсорного опыта фотопль1. Фотопль может быть изображен следующим образом:

< Ae,i, Ve,i, Ke,i, Oe,i >

Тут заглавные буквы являются аббревиатурами главных видов восприятия или репрезентирующих систем, которые мы используем для создания наших моделей мира:

A = Аудиальная/Слух
V = Визуальная/Зрение
K = Кинестетическая/Ощущения тела
O = Олфакторная/Густаторная—Обоняние/Вкус

Надстрочные индексы “e” и “i” показывают, происходят ли репрезентации от источников, внешних по отношению к нам, “e” (англ. external), когда мы глядим, слышим, чувствуем, вдыхаем запахи или ощущаем вкус чего-то снаружи нас, или же эти репрезентации генерируются внутренне, “i” (англ. internal), когда мы вспоминаем или представляем некоторый образ, звук, ощущение, запах, вкус. Мы также можем изобразить фотопль с помощью символов:

Следующий отрывок из Паттернов II поможет читателю еще больше понять фотопль:

“Предполагая, что вы читатель, который в настоящий момент сидите комфортно в тихом месте, и что вы читаете один, ваш текущий опыт восприятия мира может быть репрезентирован с помощью следующего фотопль:

Это конкретный фотопль, которые репрезентирует опыт читателя, где i это референтный индекс читателя и пробел Ø показывает отсутствие переживаний в данной модальности”

В словах текущий опыт восприятия мира читателем представлен описанием визуальных входящих сигналов — напечатанных слов, его текущих кинестетических ощущений и ощущений от обонятельной системы восприятия. Поскольку, согласно нашему предположению, читатель находится в том месте, где он не воспринимает аудиальной информации от мира, значение переменной At (тоновая часть аудиального восприятия) равно Ø. Значения переменных V, K и О определяются описанием входящей информации от мира, которая оказывает влияние на читателя в текущий момент времени. Заметьте, что уточняя фотопль текущих переживаний читателя, мы ограничили себя репрезентацией опыта, источником которых является мир, внешний по отношению к читателю. Фотопль также может быть использован для репрезентирования полного опыта читателя, т. е. происходящего в настоящий момент опыта, независимо от того, является ли его источником внешний по отношению к читателю мир или нет. Мы нашли полезным в нашей работе определять источник той части опыта, которая описывается фотоплем — т. е. различать какая часть его генерируется собственными внутренними процессами читателя. Простой способ представить это различие — просто добавлять надстрочный индекс к каждому компоненту фотопля — либо i (генерируется внутренне — от англ. internal «внутренний»), либо e (генерируется внешне — от англ. external «внешний»). Таким образом, предполагая, что читатель в нынешний момент времени читает с помощью внутреннего диалога, и используя надстрочные индексы, которые отличают внутренне генерируемые от внешне генерируемых компонентов фотопля, фотопль читателя выглядел бы следующим образом:

«Как и в случае с остальными различиями в моделях, это различение внутренне и внешне генерируемого опыта, выражаемое надстрочным индексом, будет использоваться только тогда, когда оно полезно для задачи, для которой будет задействовано.»

В НЛП сенсорные системы имеют куда большее функциональное значение, чем оно приписывается им в классических моделях, где эти системы считаются пассивными механизмами ввода информации. Сенсорная информация или различия, полученные через каждую из этих систем, запускают и\или корректируют через нейронные взаимосвязи поведенческие процессы человека и результат. Каждый тип восприятия формирует сенсорно-моторный комплекс, который становится ответственным за определенные типы поведения, т. е. обретает способность реагировать определенными типами поведения. Эти сенсорно-моторные комплексы названы репрезентирующими системами в НЛП.2

Каждая репрезентирующая система формирует рабочую цепь из трех частей: 1) ввод, 2) репрезентация\обработка и 3) результат. Первый этап, ввод, включает сбор информации и получение обратной связи от контекста (как внутреннего, так и внешнего). Репрезентация\обработка включает создание карты контекста и поведенческих стратегий, например, обучения, формирование и принятие решений, хранение информации и т. д. Результат это конкретное в каждом случае преобразование процесса создания репрезентирующей карты.

«Поведение» в нейролингвистическом программировании относится к активности в рамках любой репрезентирующей системы на любом из этих этапов. Когда мы смотрим, слушаем или чувствуем — это поведение. Так же и «мышление», которое, если разбить его на составляющие части, будет включать такие сенсорно-специфические процессы, как мысленно видеть, слушать внутренний диалог, чувствовать себя по поводу чего-то и т. д. Каждый результат, конечно, является поведением — от микро-поведенческого вывода, такого, как боковые движения глаз, изменения тона госа и ритма дыхания, до макро-поведенческого вывода, такого как споры, болезнь и удар по мячу.

Наши репрезентирующие системы формируют структурные элементы наших собственных поведенческих моделей. Поведенческий «словарь» человеческих существ состоит из и содержит опыт, сгенерированный на протяжении всей нашей жизни либо внутренне, либо из внешних источников, посредством наших репрезентирующих систем. Карты или модели, которые мы используем для того, чтобы направлять наше поведение, были выработаны упорядочиванием этого опыта в паттерны-последовательности, или, так сказать, «поведенческие фразы». Формальные паттерны этих последовательностей репрезентаций называются стратегиями в нейролингвистическом программировании.

То, как мы выстраиваем последовательность репрезентаций в стратегиях, будет определять значение каждой отдельной репрезентации в нашем поведении, равно как и порядок слов в предложении определяет значение конкретных слов. Отдельная репрезентация сама по себе относительно бесполезна. Важно то, как эта репрезентация функционирует в контексте стратегии в поведении человека.

Представьте молодого человека в белом халате, сидящего в удобной позе, справа и сзади которого через большое окно светит солнце. Слева от него лежит красная книга с серебряными буквами на обложке. Когда мы подходим ближе, мы видим, что он уставился на большой белый лист бумаги, его зрачки расширены, его мышцы лица расслаблены и не двигаются, а мышцы его плеч слегка напряжены в то время, как все остальные находятся в состоянии покоя. У него поверхностное дыхание, верх груди периодически поднимается. Кто этот человек?

Из описания он может быть физиком, который визуализирует серию сложных математических выражений, описывающих физические явления, которые он хочет понять. Равным образом, молодой человек может быть и художником, создающим живые образы, готовясь рисовать. Или, человек может быть шизофреником, погруженным в мир собственного воображения настолько полно, что он потерял связь с внешним миром.

Что связывает этих людей, так это то, что каждый из них использует одну и ту же репрезентирующую систему — ту, которая работает с внутренними образами. Что отделяет их друг от друга, это то, как каждый из них использует свой богатый опыт воображения. Физик может обратиться к коллеге и перевести образы в слова, сообщая аудиальной системе этого коллеги какой-то новый паттерн, который он открыл с помощью визуализации. Художник может быстро взять белый бумажный лист и начать делать набросок кистью, покрывая лист формами и цветом. Шизофреник может и дальше пребывать в своей внутренней визуальной задумчивости с настолько полным погружением, что образы, которые он создает, будут отвлекать его от реагирования на сенсорную информацию, поступающую от внешнего мира.

Физик и художник отличаются от шизофреника лишь тем, какую функцию имеют их визуализации в контексте последовательной работы репрезентирующих систем, которая влияет на результат их поведения; они отличаются тем, как используются их визуализации. Физик и художник могут взаимодействовать как с внешним миром, так и со своим внутренним визуальным опытом. Процесс создания внутреннего визуального опыта — нейрологически одинаков для всех трех мужчин. Сама по себе визуальная репрезентация — как описанные водопад или плесень на хлебе — может служить ограничением или ресурсом человеческих возможностей, в зависимости от того, насколько она вписывается в контекст и как используется. Физик и художник контролируют процесс; процесс контролирует шизофреника. Для физика и художника естественный феномен визуализации относится к типу переменных выбора; у шизофреника он относится к типу переменных внешней среды.

Каждый из вас, читающих это предложение, имеет стратегию того, как брать специфические паттерны символов на этой странице и создавать из них смысл для себя. Эти последовательности букв, как и другие описанные только что визуализации, не имеют смысла вне рамок сенсорного опыта из вашей личной истории, который вы к ним применяете. Слова, и написанные, и произнесенные, являются просто кодами, которые запускают в нас первичные сенсорные репрезентации. Слово, которое мы никогда не видели и не слышали, не будет иметь значения для нас, потому что у нас нет такого сенсорного опыта, который мы могли бы применить к нему. (Дальнейшее обсуждение языка как вторичного опыта см. в кн. Паттерны II).

Когда вы читаете эти слова, вы можете, например, слышать ваш собственный голос внутри головы, произносящий слова, пока ваш глаз регистрирует визуальные паттерны, которые формируются словами этого предложения. Возможно вы вспоминаете слова, которые кто-то еще говорил вам ранее, и которые звучат схоже со словами, напечатанными здесь. Возможно эти визуальные паттерны дали вам доступ к некоторым чувствам восторга или узнавания. Может, вы заметили, что когда вы впервые прочитали описание молодого человека в белом халате, вы создали образ того, о чем читали — вы использовали ту же самую репрезентирующую стратегию для создания значения, которую использовал тот самый молодой человек в нашем описании.

Способность преобразовывать напечатанные символы во внутренние картинки, аудиальные репрезентации, чувства, вкусы или запахи позволяет нам использовать стратегии для создания значений, которые доступны каждому из нас, представителей человеческого рода. Определенные стратегии высокоэффективны для создания значений в определенных контексты, в то время как другие более эффективны для других задач. Стратегия того, как человек берет внешние визуальные символы и переводит их во внутренний аудиальный диалог не будет уместна, если вы будете слушать запись, делать терапию или играть футбол.

Эта книга представляет то, что мы называем мета-стратегиями: стратегиями о стратегиях. Более точно, эта книга описывает как выявлять, определять, использовать, проектировать и инсталлировать стратегии, которые позволяют нам действовать в рамках внешней среды и воздействовать на нее. НЛП это явная, эксплицитная мета-стратегия, спроектированная для вас — чтобы сдвигать измерения вашего опыта из типа переменных внешней среды в тип переменных выбора, и, если уместно, помогать другим делать то же самое. НЛП это явная мета-стратегия с помощью которой вы можете получить контроль над областями вашего опыта, которые вы хотите контролировать, это явная мета-стратегия для создания вами выборов, которых в данный момент вы не имеете, и для помощи другим в обеспечении получения тех выборов, которые им нужны или которые они хотят.

Принципы НЛП равным образом могут быть применены: к бизнесменам, чтобы реорганизовать их приоритеты и создавать новые выборы; к ученым и инженерам, чтобы помочь им получить максимум от их исследований и улучшить их обучающие способности; к преподавателям, чтобы показать им принципы проекттирования новых, необычайно эффективных образовательных систем; к юристам и судьям, чтобы научить их особенностям коммуникации, которые чрезвычайно способствуют урегулированию споров; к терапевтам, чтобы помочь им более эффективно и быстро помогать своим клиентам. НЛП — для тех людей, кто заинтересован в достижении целей и получении удовольствия в процессе.

Важный аспект НЛП — это его универсальность. Методы идентификации паттернов и выстраивания последовательностей могут быть обобщены с конкретных людей на системы более высокого порядка, c контекстов, в которых нужны исцеляющие изменения (решение проблем) на контексты, в которых нужны эволюционные изменения (расширение области переменных решения за пределы текущего состояния для человека или системы, уже функционирующих эффективно). НЛП можно применять с пользой как ко внутренней организации бюрократического аппарата, так и к репрезентирующим системам человека. Во всех случаях именно формальное составление последовательности и планирование взаимодействий между структурными компонентами системы будет определять возможные результаты этой системы и эффективность этой системы в обеспечении достижения этих результатов.

В организации роль репрезентирующих систем человека играют ее отделы или работники. Каждый из них отвечает за свой объем входящей информации, процессы обработки и результаты, тем самым вносит свой вклад во входящую информацию, процессы обработки и результаты других членов системы и ввод-обработку-результат всей системы в целом. Понимая функциональные характеристики компонентов (работников, отделов, департаментов и т. д.) организации и желаемые результаты этой организации, нейролингвистический программист может помочь составить или скорректировать последовательность взаимодействий между этими компонентами для достижения желаемого результата наиболее элегантным и эффективным путем.

Вернуться к оглавлению

Примечания:

1. Слово tuple переводится как «кортеж», что означает многокомпонентный объект данных. В словарях можно найти и производное — n-tuple, т. е. «кортеж из n элементов» или «энка», названный так по количеству элементов. Словарь Oxford Dictionary предлагает такое толкование: ordered set of n elements – упорядоченный набор из n элементов. В словаре Lingvo Computer термин three-tuple переводится как «тройка».
Соответственно, 4-tuple можно было бы перевести как «четверка», можно было бы как «4-кортеж», но я решил остановиться на термине фотопль. (Прим. переводчика).

2. Концепциям репрезентирующих систем и различным способам их использования были посвящены другие наши работы. Структура Магии, т.2, Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона, т. 1 и 2 и Изменяемся с семьями, Том 1.

Tags: , , , ,

3 комментария to “1.7 Репрезентирующие системы: блоки, из которых строится поведение”

  1. но бога ради — только не кортеж — ну не могу с собою ничего поделать просто меня прямо коробит неподетски от этого кортежа. уж лучше фотопль.

  2. два-топль, три-топль, фо-топль, пять-топль, шесть-топль, семь-топль и тд. блин, как красиво звучит!

    два-кортеж, три-кортеж, четыре-кортеж… нет, все я в оппозиции — я буду везде писать в комментах только фотопль. И прямо сейчас я объявляю формирование оппозиционной партии Фотоплистов! Даешь мать вашу свободу Фотоплю! 31 выйдем на митинги по всем городам — призвать к… и наказать тех переводчиков, которые переводят — «четыре-кортежность»!

    • два-кортеж, три-кортеж, четыре-кортеж… нет, все я в оппозиции – я буду везде писать в комментах только фотопль. И прямо сейчас я объявляю формирование оппозиционной партии Фотоплистов! Даешь мать вашу свободу Фотоплю! 31 выйдем на митинги по всем городам – призвать к… и наказать тех переводчиков, которые переводят – “четыре-кортежность”!

      Давайте разбираться тогда!:)
      http://community.livejournal.com/fromfrogs/1665.html?thread=10881#t10881

Leave a Reply