1.5 Расширяем современную научную модель

Вернуться к оглавлению

Как мы отметили ранее в этой главе, нейролингвистическое программирование составляет еще одно естественное расширение эволюционного развития культуральных моделей. Понимая, что люди воздействуют на мир, который есть в их опыте, не напрямую, а через преобразования сенсорных сигналов, мы также понимаем, что «правда» это метафора, в отличии от измерительной линейки, откалиброванной по некоему абсолютному стандарту внешней реальности. Культуральные модели, включая научную, отражают не «правду», но описывают области опыта, в которых поведение организовано в определенные паттерны. В той мере, в которой структурные элементы, синтаксис и ограничения каждой модели произвольно выбраны и определены, мы можем доносить мысль о том, что ,в общем, модели являются метафорами для удобного допущения, что опыт и реальность это одно и то же. Равным образом, НЛП это тоже не «правда», но другая метафора — ориентированная на пользователя метафора, разработанная для быстрого и эффективного порождения поведенеческих выборов.

НЛП расширяет границы современной научной модели, помещая точку поведенческого контроля в человека. Теория относительности Эйнштейна показывает, что измерения времени, массы и пространства изменяются по отношению к точке отсчета наблюдателя при скоростях, приближенных к скорости света. Несмотря на то, что теория Эйнштейна представляет расширение границ предыдущих научных моделей, т. к. включает точку зрения наблюдателя, поведенческий контроль в его теории является функцией отношения между скоростью системы и скоростью света, при этом предполагается, что и то, и то — явления внешние по отношению к наблюдателю. НЛП делает шаг вперед и предлагает исследовать отношения между тем, что мы воспринимаем как внешнюю среду, и нашими внутренними репрезентациями этого опыта. Чтобы сделать это, НЛП привлекает множество достижений из наук о нервной системе, психофизиологии, лингвистики, кибернетики, теории коммуникации и информатики.

Чтобы понять как наши нейрологические процессы связаны с поведенческими моделями, полезно представлять математические уравнения из научной модели как метафору этих процессов. Каждое математическое уравнение определяет паттерн, в котором последовательность операций, выполненная с различными переменными, имеет заданный результат. Например, ньютоновское уравнение F=ma определяет силу как функцию (или эквивалент) продукта массы и ускорения. Любые содержательные числовые значения, подставленные вместо m и a, и перемноженные друг на друга, дадут определенный результат — силу. Форма уравнения остается той же, вне зависимости от того, какие значения подставлены вместо m и a, равно как и форма нейрологического паттерна или последовательности операций остается той же, вне зависимости от того, какое именно содержание она обрабатывает. На самом деле, не важно, описывает ли F=ma действительный закон физики; что нам важно в этой формуле, так это демонстрация человеческой способности развивать паттерны нервной организации для того, чтобы получать желаемые результаты. Так же, как мы выработали сложные паттерны нервной системы, которые позволяют нам завязывать шнурки, играть в гольф или читать книгу, мы можем выработать нейрологические паттерны, которые будут выполнять другие задания.

Все поведенческие модели — от сложных государственных и деловых операций, в которые вовлечены тысячи людей, до поведения отдельных лиц, например, поедания яблока или бега трусцой, — существуют и функционируют благодаря законам, правилам и допущениям, встроенных в людей в форме паттернов нервной системы. Если паттерн в нервной системе отсутствует, поведение тоже отсутствует; если поведение неэффективно или неуместно, паттерн нервной системы не организован должным образом для того, чтобы получить эффективное или уместное поведение. Явные и подразумеваемые правила, законы и допущения любой модели функционируют как коды или метафоры для различных паттернов нервной организации, направленные на достижения определенного набора поведенческих результатов.

Поскольку НЛП придает значение форме, а не содержанию, стратегии эффективного и подходящего поведения могут быть взяты из любой модели и применены к другой модели на наш выбор. Например, стратегия творчества художника может быть соответствующим образом передана невдохновлённому инженеру по аэродинамике, столкнувшемуся с проблемой проектирования. Или функционирующая стратегия мотивации высокоэффективной бизнес-организации может быть адаптирована для неуклюжего государственного департамента. Поскольку НЛП в конечном счете имеет дело с репрезентациями опыта на нейрологическом уровне, не обязательно ссылаться на названия или содержание моделей, откуда произошли конкретные формы, структурные взаимоотношения или результаты, за исключением целей пояснения. Для нас не важно, что заявляет человек: является ли источник его вдохновения Бог или вкусный шоколадный мусс, или красота горного озера — когда нейрологическая последовательность стратегии каждый раз воспроизводит одни и те же поведенческие результаты.

Так же, как поведенческие стратегии могут быть переданы от одного человека к другому, один и тот же человек может переносить успешную стратегию с одного аспекта его\ее опыта (навык игры в бридж, например) на другой аспект (например, трудность в принятии решений). Обычно каждый человек имеет ценный дар — ресурсы своего опыта — откуда он может копировать и адаптировать стратегии из сильных областей опыта в слабые или бедные выбором, с помощью методов, которые мы опишем в последующих главах.

Нейролингвистическое программирование это модель, разработанная для увеличения количества возможных поведенческих результатов — то есть модель для переформирования как можно большего числа переменных внешней среды в класс переменных решения.

Процесс изменения поведения, применяется ли он к одному человеку, группе лиц или организации для достижения новых результатов, может быть описан в наиболее общей форме как трехкомпонентный процесс:

  1. Репрезентация нынешнего состояния.
  2. Репрезентация результата или целевого состояния.
  3. Репрезентация ресурсов.

К ресурсам получают доступ и применяют их к проблемному (нынешнему) состоянию дел, чтобы помочь отдельному человеку, группе лиц или организации двигаться к результату или желаемому состоянию.

Оставшаяся часть книги в основном будет рассматривать природу каждого из этих трех шагов. Если более подробно, в нее войдут такие вопросы как:

  1. природа неподходящего поведения — что составляет проблемную реакцию;
  2. природа развития, выбора и генеративного поведения;
  3. как определить в сенсорно специфических терминах конкретный результат, группу или тип результатов;
  4. как определить и представить во всех подходящих сенсорных модальностях элементы (ресурсы, внешние и внутренние), вовлеченные в достижение этого результата;
  5. репрезентация форм и правил взаимодействия между этими элементами, которые определяют, порождают и предвосхищают желаемые результаты; и
  6. как определить и представить нынешнее состояние прогресса или развития так, чтобы его можно было использовать для предоставления отдельному человеку, семье или организации обратной связи по поводу их результатов.

Мы утверждаем, что если любой человек или группа лиц демонстрируют некоторую последовательность поведения, которую другие находят полезной, мы — применяя инструменты и принципы НЛП — можем разделить на блоки и разметить эту последовательность на отдельные единицы, которые cможет практиковать и с готовностью выучить любой другой человек.

НЛП это новое направление мышления — новая модель — которая приводит к изменениям контекстуально-зависимых паттернов на основании обратной связи в рамках одного или между несколькими поведениями, наблюдаемыми в вашем происходящем опыте. Одновременно формальный и системный, процесс НЛП всегда строго поддается отчету сенсорного опыта — вашего и других людей, которые исполняют процесс. Как модель процесса моделирования, оно постоянно изменяется и развивается, основываясь на обратной связи от своих собственных открытий. (Чтобы ознакомиться с развитием идей данной дискуссии, см. нашу последующую книгу Моделирование).

Вернуться к оглавлению

Tags: , , ,

Leave a Reply