1.3 Структура моделей

Вернуться к оглавлению

Конструирование любой модели требует идентификации и репрезентации: 1) набора структурных элементов и 2) синтаксиса. Структурные элементы это «строительные блоки» модели. Синтаксис это набор правил или предписаний, которые описывают как эти строительные блоки могут быть собраны вместе.

В лингвистических моделях, например, структурными элементами типично являются слова: письменный или устный словарный состав языка. Синтаксис это набор грамматических правил, которые указывающих на то, как разнообразные слова можно подогнать друг к другу. Английский язык имеет относительный малый словарный состав (около 36 000 слов), и тем не менее, за всю историю англоговорящие люди высказали миллионы разных предложений и оформили в слова миллионы разных идей. Это возможно из-за того, что слова можно сложить в разном порядке, разных последовательностях и формах, создающих определенные контексты, в которых слова могут вызывать смысл и значение. Все книги, когда-либо написанные на английском языке, сложены из одних и тез же слов, использованных снова и снова — в разном порядке; слова, в свою очередь, складываются из одних и тех же двадцати шести букв алфавита.

Чтобы говорить бегло на языке, не нужно запоминать все возможные комбинации слов, воспринимаемые как правильно сформулированные предложения. Это было бы невозможно. Но каким-то образом мы знаем, что определенные последовательности слов составляют понимаемые предложения в то время как остальные — нет. Например, рассмотрите предыдущее предложение со словами, поставленными наоборот:

Нет остальные как время то в предложения понимаемы составляют слов последовательности определенные что знаем мы образом каким-то но.

Несмотря на то, что каждое слово может быть легко понято, эта последовательность не создает впечатления осмысленного предложения. Поскольку эти слова — те же самые, что и были представлены ранее в другом порядке, мы можем заключить, что условия формальной правильности могут быть связаны с порядком или последовательностью, в которой мы видим или слышим слова. С ограниченным словарным запасом и небольшим набором образующих принципов, синтаксисом, возможно создать неограниченное количество правильно сформулированных предложений, изменяя порядок слов соответствующим образом. Чтобы выучить язык, необходимо лишь выучить его словарный запас и синтаксис.1

В физике частиц электроны, протоны, нейтроны и другие субатомные частицы составляют набор структурных элементов. Синтаксис это набор правил, описывающих возможные взаимодействия между различными комбинациями частиц. Схожим образом, такие модели как банковское дело, государственное управление, искусство, сельское хозяйство и производство кинофильмов собраны из набора структурных элементов и синтаксиса.

Нейролингвистическое программирование показывает нам, что такие сложности человеческого поведения, как, например, неограниченное число правильно сформулированных последовательностей в языке, может быть сокращено до ограниченного числа структурных элементов и синтаксиса. В контексте модели НЛП мы утверждаем, что все поведение, от обучения, воспоминания и мотивации до формирования и принятия выбора, коммуникации и изменения — все это результаты систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций. Многие проблемы и явления, которые ставили в тупик бихевиористов, могут быть поняты, спрогнозированы и изменены используя модель НЛП. Чтобы сделать это, мы, так сказать, присоединяемся к волшебнику на сцене и начинаем наощупь искать зеркала и другие приспособления для чудотворных деяний, чтобы выработать новую точку зрению на то, что происходит до, во время и после взмахов волшебной палочкой, которые создают такое восхитительное богатство опыта для всех нас.

Поскольку определенные аспекты структурных элементов и синтаксиса каждой модели воспринимаются (или определяются) как находящиеся в рамках или вне рамок человеческого контроля, каждая модель содержить в себе другую поведенческую модель, которая определяет возможности и ограничения человеческого поведения по отношению к желаемым целям или результатам.

Позаимствовав блок-схему из теории решений, мы можем воспроизвести эту модель визуально так:

Мы предполагаем, что люди, чувствующие важность модели, отраженной на диаграмме, согласятся, что переменные внешней среды включают все измерения опыта за пределами их контроля, и что переменные решения включают все измерения опыта в рамках их контроля. Например, группа директоров может согласиться с тем, что они могут решить где и когда построить новый перерабатывающий завод для достижения результата — увеличения производства и продаж; они также согласились бы с тем, что на производство и продажи будут влиять инфляция, государственная кредитно-денежная политика, конкуренция и покупательский спрос, находящиеся за пределами их контроля.

Опять же, волшебник знает, что пред следящими глазами внимательной аудитории, на сцене ограниченного размера, он не может «заставить» слона, весящего несколько тонн, исчезнуть — пока он не использует те же самые ограничения (переменные внешней среды) эффективно для достижения своего результата — акта исчезновения. Результаты зависят от воздействия обоих типов переменных — и внешней среды, и решения.

На самом деле, одна из главных исторических тенденций в поведенческих моделей состоит в переформировании или использовании опыта, который прежде рассматривали как переменную окружения, — в\как переменную решения. Эта тенденция особенно очевидно в недавних прорывах в компьютерных науках и пилотируемых космических полетах — более эффективные модели работают для расширения возможностей человеческого поведения.

Подобно тому, как и компьютерная отрасль и отрасль обработки информации чрезвычайно продвинулись за последние двадцать лет благодаря новой полупроводниковой технологии (обрабатывающая способность которой ранее требовала машин, занимавших огромную комнату, а теперь доступна на чипе размером не больше булавочной головки), мы хотим, чтобы поведенческие профессии и науки развивались в последующие десятилетия как достижение новой технологии, предоставленной нейролингвистическим программированием.

Примечания:

1. По опыту изучения языка, под его синтаксисом понимаются не только формальные правила грамматики, особенно в разговорном языке, где ритм, тон, модуляции голоса, скорость речи, изменения громкости вносят свою лепту в процесс создания смысла. Сленг, местные диалекты и специализированные языки различных профессий и занятий составляют особые мини-языки в рамках основного языка.

Вернуться к оглавлению

Tags: , , ,

Leave a Reply