Кот в мешке. Реклама НЛП в интернете

Интернет можно сравнить с луком Купидона. Вот только ангела, несущего любовь, сняли с должности, и на его место поставили маркетологов и рекламистов, и нынче этот лук вызывает не любовь к людям, а заинтересованность товарами. Причем, обеспечивая анонимность стрелков и невозможность заранее проверить, так ли хорош тот товар, которым маркетологи и рекламисты нас заинтересовывают.

Рекламу тренингов НЛП или построенных на моделях НЛП построена на том же. Дается реклама тренинга, вызывает интерес громкими неизвестными словами и более чем серьезными обещаниями — человек приходит. И тут его ждет сюрприз. Он, клиент, покупатель, не имеет четких критериев достижения цели обучения.

Научись тому — не знаю чему

Как тренинг отличается, скажем, от телевизора? Идя за телевизором в магазин мы точно знаем, как мы достигнем цели. Вот стоит у нас дома телевизор этот и показывает изображения со звуком. А идя на тренинг НЛП, что имеет человек в качестве цели? Набор авторитетно звучащих номинализаций (это слова, обозначающие абстрактные понятия, их «не положишь в тачку») или красивых обещаний, которые ему впихнули рекламщики?

Например,

Вы будете уметь:

  • быстро устанавливать доверительные отношения,
  • надежно распознавать обман,
  • изменять эмоциональное отношение к прошлому или будущему событию.

Вы научитесь:

  • говорить ярко, легко и непринужденно,
  • говорить так, чтобы тебя слушали и слышали,
  • сочинять сказки и метафоры,
  • распознавать манипуляции других,
  • ваш собеседник будет сам делать нужные вам выводы (псевдологика).

С сайта Синтона

Или:

На курсе «НЛП-Практик» в Московском Центре НЛП Вы научитесь:

Управлять любыми ситуациями и коммуникациями,
Достигать своих профессиональных и личных целей,
Уверенно смотреть в будущее и успешно делать бизнес,
Понимать себя и окружающих Вас людей,
Самосовершенствоваться и развиваться –

делать то, что позволит Вам стать эффективнее и успешнее, чем вчера, и быть счастливыми и гармоничными сегодня и в будущем!

С сайта МЦ НЛП

Вам покажут списки техник, которые будут на этих курсах проходить, но нигде в описаниях тренинга вам заранее не укажут, какой же результат в терминах «вижу-слышу-чувствую» вы получите от применения той или иной модели или техники. Это похоже на покупку некоего «абстрактного» кота в мешке. Вот перед вами мешок, а там кот. Мы не говорим, что за порода у этого кота, насколько он стар и здоров, насколько ухожен. Но мы точно знаем, что этот кот — то, что вам надо. Покупайте! Пролить свет на то, что же скрывается за этим «котом» названий НЛПерских техник и моделей могло бы изучение первоисточников — книг по НЛП.

Освобождение от оков рекламы

Если бы каждый участник тренингов перед занятиями хотя бы прочитал, чему его взялись обучать тренеры, он бы уже имел первоначальное понимание — каковы должны быть цели техник и тренинга, как должно строиться обучение…

Но — вот незадача! — многие будущие преподаватели не только не советуют читать первоисточники, они сознательно дискриминируют их. Кто не читал или слышал заезженного аргумента «Это ведь теория, а мы на наших семинарах\тренингах большую часть времени отводим под практику»?

Именно из-за элементарного незнания матчасти люди идут учиться на семинары, как бы помягче выразиться, не отвечающие критериям НЛП. Метапрактик анализировал программы таких семинаров:

НЛП-Практик: Стратегии Гениев
Введение в Спиральную Динамику
Боевое НЛП и другие.

(UPD 03.01.2015: после обновления движка блога проверил битые ссылки, и меня удивило: незадачливые «рекламщики» со временем удалили нападки на свою рекламу; но интернет помнит:

Боевое НЛП: архив Web Archive (не сохранил многие комментарии) и отдельно можно поискать комментарии в кэше Яндекса)

Стратегии Гениев: только в виде кэша Яндекса)

Даже рубрика специальная есть для этого — «Кунсткамера» называется.

Но куда хуже, когда рекламирует товар не человек, официальный представитель центра, которому можно задать вопросы и получить разъяснения, а неизвестный, скрывающийся за псевдонимом. Как минимум, это чревато тем, что объяснений не получишь. А порой такие рекламисты идут на очевидные подтасовки и обман для привлечения клиентов. Я и сам выводил на чистую воду одного такого особенного активиста. В процессе, сам рекламщик сознался в том, что цель обсуждений в рекламном посте включала отработку различных техник воздействия на читателях рекламы. Но — такого человека не призовешь к ответу, равно как и организацию, которую он представляет — ведь он аноним в интернете, и с него взятки гладки. По той же причине бесполезен и бан: одного анонима забанили, и вот он появляется под другим аккаунтом. Впрочем, одного вредителя (по ссылке чуть выше) — лишили анонимности.

Здесь наша политика предельна проста: цели тренинга — как конечные, так и промежуточные — должны быть максимально прозрачны и понятны для семинариста. В идеале — сам семинарист должен задавать тренеру интересующие его вопросы. Никаких уходов в сторону, умалчиваний и лукавства. Если так будут действовать все тренеры (что, конечно же, утопия), то уже одним этим поступком они будут закладывать в своих учеников внушение о том, что цель должна быть четко определенной. И это же — следствие конгруэнтности тренера.

18.03.2010

Tags: ,

6 комментариев to “Кот в мешке. Реклама НЛП в интернете”

  1. Удмурт:

    Афтар выпей йаду! Пишешь хуйню, а вот интеренсо, задумывался зачем и почему?
    Любой психологический тренинг, а не только НЛП, направлен на определенные цели, как организаторов так и участников, и это ни для кого не секрет. И каждый участник для себя определяет цели своего участия в тренинге, кстати, именно НЛП тренинг (имеется ввиду НЛП-практик/мастер) относится к такому виду тренинга, где каждый участвующий сам для себя определяет цели, которые он ХОЧЕТ достичь в ходе его проведения.
    А то что центры зачастую не в состоянии проводить семинары на должном уровне — это другой вопрос. Когда тренер не в состоянии показать простейшую технику, уже не говоря про объяснения/ответы на вопросы, тогда просто нужно посылать нахуй такие центры, забирать деньги и искать то, что нужно. А тот кто ищет тот, как известно, всегда найдет.

    • И каждый участник для себя определяет цели своего участия в тренинге, кстати, именно НЛП тренинг (имеется ввиду НЛП-практик/мастер) относится к такому виду тренинга, где каждый участвующий сам для себя определяет цели, которые он ХОЧЕТ достичь в ходе его проведения.

      В первую очередь результатом тренинга НЛП-Практик должен являться такой участник, который после окончания тренинга будет обладать необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы практиковать НЛП. Выходной тест простой — берется простой человек «с улицы» — который:
      — не знаком с оператором, который будет проводить технику;
      — желательно имеет как можно более минимальное количество знаний и пресуппозиций об НЛП.
      И если такой новоявленный Практик успешно проводит технику, то он — Практик. Все круто. Если нет, то результат тренинга не достигнут.

      Заметьте, я разделяю понятия «результат тренинга» и «результат для семинариста».

  2. кенташа:

    Хочу высказать своё мнение, как клиент. Уже лет семь я посещаю тренинги и инд. консультирование с целью самосовершенствования, тоесть меня больше интересует терапия. И в этом вопросе (постановка цели и ответственность за достижение результата) дела ещё хуже. Приезжаешь, пытаешься обяснить, кивают, проводят техничку, поглядывая на часы, берут деньги и отправляют домой. Техники великолепные, что то происходит, но…не то,что нужно… Я вся фрустрированная перечитала всё, что можно по нлп и не только, дошла до того, что не только проблему, но и технику указываю, а мне метафорку об ипохондрике, мол врача не надо поучать. Я тоже метафоркой, мол , что же вы мне насморк лечите, есль у меня в боку болит? О-биделись,трубку не берут! Да… почил наш нлп на лаврвх, медные трубы доконали…

  3. рюлюлю:

    так, что же читать-то?

Leave a Reply for Удмурт